Предыдущая часть
здесь В чём заключался в 1920-х годах "еврейский вопрос" в СССР, и как собирались его решать? Основная проблема, связанная с евреями, формулировалась так: оздоровление социальной структуры. Проще говоря, среди евреев должно было стать больше трудящихся.
В середине 1920-х годов больше половины всего еврейского населения относилось к категории несамодеятельных, то есть не имеющих заработка, постоянной занятости каким-либо трудом, или профессией. В 1926 году их доля составляла 61% всего еврейского населения СССР. Из 2,5 млн евреев только 860 тысяч человек имели работу. В том же году доля самодеятельного населения в целом по СССР составила 58,6%, или 86,2 млн человек. Положение с занятостью евреев усугублялось ещё и тем, что 197 тысяч кустарей и 120 тысяч торговцев, составлявшие 36,8% всего занятого еврейского населения, не имели постоянного и достаточного для проживания заработка.
Первый план оздоровления социальной структуры советского еврейства был составлен в 1926 году и базировался на земледельческой колонизации. Уже в 1928 году доля самодеятельного еврейского населения выросла до 43,4 %, численность еврейских трудящихся увеличилась до 935 тысяч человек. (Все цифры взяты из книги Д.Верхотурова).
В 1928 году произошло событие, кардинальным образом повлиявшее на дальнейшие судьбы советского еврейства: был разработан и утверждён первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Плановая работа захватила и еврейские органы. В ноябре 1930 года был составлен план "еврейской пятилетки" (точнее говоря, его второй вариант), базирующийся именно на концепции социальной реконструкции еврейства. В его основе было две предпосылки: 1) социальный состав еврейского населения должен быть перестроен таким образом, чтобы самодеятельные евреи в своей подавляющей части состояли из лиц наёмного труда, с преобладанием рабочих; 2) дальнейший рост сельскохозяйственного еврейского населения с усилением совхозного строительства в Биробиджане и в Крыму.
В 1932 году среди евреев доля самодеятельного населения должна была достигнуть 1446 тысяч человек, или 57,8%, то есть достичь средних по СССР показателей. Всего за три года первой пятилетки должно было быть переведено в более прогрессивные формы занятости 211 тысяч человек из числа тех, кто был занят в отсталых и уже отмирающих формах еврейской трудовой занятости. Это был поворотный момент.
Столь масштабный план реконструкции социальной структуры еврейства был на тот момент единственным в своём роде явлением. Ни в одной стране мира ничего подобного не делалось, даже еврейская колонизация Палестины не шла ни в какое сравнение с этими планами. В европейских странах никто ничего подобного евреям не предлагал и даже не собирался. Этот момент в еврейской истории сегодня совершенно незаслуженно забыт.
Поскольку евреи отличались высоким уровнем грамотности и довольно большим процентом кустарей, то есть людей, уже минимально обученным рабочим специальностям, стало очевидно, что направлять их только в сельское хозяйство означало нерационально использовать их способности. Лучше было их направить на укрепление кадров промышленных рабочих, потребности в которых росли с каждым днём. С началом первой пятилетки стали ощутимо тормозиться темпы еврейской земледельческой колонизации. Еврейские организации, такие как ОРТ (Общество ремесленного и земледельческого труда среди евреев) и "Комзет" перешли от организации земледельческого переселения к набору в промышленность. Первый шаг сделало в 1928 году ОРТ, организовав устройство тысячи еврейских безработных кустарей-металлистов на Керченский металлургический завод им. Войкова. А в 1929 году "Комзет" выдал 33,5 тысячи нарядов на работу в промышленности Украины, Белоруссии и Центрального района. По этим нарядам в промышленности закрепилось около 16 тысяч человек. Самостоятельно в промышленности устроились около 30 тысяч евреев из числа бедноты и окончательно разорившихся кустарей.
В 1930 году "Комзет" сосредоточился на наборе кадров для Керченского металлургического и Севастопольского морского заводов, а также для Биробиджанского деревообделочного завода. Как раз в это время Биробиджан очень нуждался в лесных стройматериалах, стройдеталях и мебели. В 1931 году список предприятий был несколько расширен. Помимо этого развернулась программа набора еврейской молодёжи на обучение в промышленности. 5000 еврейских подростков набирались в ФЗУ Украины, 1500 - в ФЗУ Белоруссии, 500 - в ФЗУ Западной области РСФСР, а также 600 подростков было отправлено на бригадное ученичество на крупные новостройки Урала. Всего в 1931 году было набрано и отправлено 12 тысяч человек на работу и обучение в промышленность. Это не считая самостоятельного устройства на фабрики и заводы.
Биробиджан сразу же испытал воздействие этой новой "еврейской пятилетки". Приток еврейских поселенцев стал заметно сокращаться, главным образом потому, что перед еврейским населением на Украине и в Белоруссии открылись перспективы, связанные с устройством в промышленности. В 1930 году наряд по переселению в Биробиджан был выполнен только на 17,2%. В самом Биробиджане линия хозяйственного развития определённо заворачивала в сторону развития тяжёлой промышленности. Создавалось металлургическое производство, предприятия по добыче золота, переработкой леса и сельхозпродукции. Еврейская автономная область была создана, при этом пришлось примириться с тем, что в этой области еврейское население будет в относительном меньшинстве и не будет составлять компактного населения.
В 1936 году общее население области составило 60 тысяч человек, из которого 15 тысяч (25%) составляли евреи. В районах области еврейское население нигде не составляло относительного большинства и нигде не сформировало района компактного проживания. А отсутствие компактного еврейского населения не позволило сохранить идиш в качестве языка повседневного общения. Эти обстоятельства в значительной степени повлияли на дальнейшее развитие еврейской автономной области именно как еврейской автономии. Она с самого начала оказалась в значительной степени формальной.
Надо сказать, что языковая ассимиляция евреев началась ещё до революции, а в годы Советской власти резко усилилась. По данным переписи 1926 года, русский язык стал основным языком еврейской грамотности даже в районах черты осёдлости.
В середине 1930-х Биробиджан превратился в местный промышленный центр. Там действовали: три государственных строительных организации, два лесопильных завода, два кирпичных завода, швейная фабрика, деревообделочный завод, трикотажная и обувная фабрики, колбасный и хлебопекарный заводы, новая электростанция и большая типография. Велась подготовка к открытию металлургического завода, и НКТП СССР даже открыл в Биробиджане свой техникум. Еврейская промысловая кооперация в Биробиджане насчитывала в 1935 году 24 артели, в которых работало 1349 кустарей. Потребность в еврейской земледельческой колонизации фактически отпала.
Изменение политики развития народного хозяйства, произошедшее в первой пятилетке, не дало превратить Биробиджан в настоящий и полноценный Израиль-на-Амуре, поскольку в годы второй пятилетки задача реконструкции советского еврейства была решена, главным образом, за счёт земледельческой колонизации на Украине и в Крыму, а также за счёт перетока в промышленность. В середине 1930-х еврейская земледельческая колонизация практически закончилась, также, как и земледельческое переселение других национальностей в СССР. В 1938 году функции центрального органа по переселению были переданы в Бюро по сельскохозяйственному переселению НКЗ СССР. Одновременно был упразднён "Комзет", как орган, выполнивший свою задачу.
Итоги реконструкции социальной структуры советского еврейства были подведены переписью населения 1939 года. Во-первых, доля самодеятельного населения среди евреев поднялась до 65%, что представляло очень высокий результат по сравнению с первоначальным уровнем. Советское еврейство стало в основном трудящимся, с нищетой и безработицей, с затхлой атмосферой местечек бывшей черты осёдлости было решительно покончено. Во-вторых, среди самодеятельного еврейского населения доля рабочих и служащих поднялась до 71,2%. Общая численность еврейских рабочих определялась в 1939 году в 650 тысяч человек и служащих - в 800 тысяч человек. Колхозники составили 5,8% (ниже, чем в 1926 году). На кустарей приходилось 20,1% еврейского населения, в том числе 16,1% - кооперированные кустари.
Таким образом, в СССР "еврейский вопрос" был полностью решён всего чуть более, чем за 15 лет. Социальная структура советского еврейства полностью изменилась, и евреи в СССР в основной своей массе стали трудящимися. Это был грандиозный успех советской национальной и хозяйственной политики.
Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.
Продолжение
здесь