Отряду владивостокских крейсеров долгое время сопутствовала удача. Ему удавалось доставлять японцам ощутимые неприятности, нарушая их морские коммуникации и уничтожая транспортные корабли. Успехи русского отряда очень беспокоили японцев, которые специально для борьбы с ним были вынуждены выделять мощные силы. Эти силы продолжительное время весьма безуспешно охотились за владивостокскими крейсерами, пока, в очередной раз за эту войну, удача вновь не оказалась на японской стороне.
Во время
сражения в Желтом море 2-й боевой отряд вице-адмирала Камимуры (крейсера "Идзумо", "Адзума", "Токива" и "Иватэ") находился в районе Корейского пролива. Затем он направился к острову Росс для перехвата русских кораблей, отделившихся от эскадры. 12 августа, встретившись с 6-м боевым отрядом и узнав подробности боя, Камимура решил вернуться в Корейский пролив и патрулировать там совместно с 4-м отрядом, ожидая русские корабли "Аскольд" и "Новик", которые, как предполагалось, будут прорываться во Владивосток.
вице-адмирал Г.Камимура контр-адмирал К.П.Иессен
Во Владивостоке 11 августа, через сутки после боя в Желтом море, командующий флотом Н.И. Скрыдлов получил телеграфный приказ Е.И. Алексеева: "Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем, вышлите крейсера в Корейский пролив". Владивостокский отряд крейсеров должен был выйти ей навстречу, чтобы боем отвлечь на себя эскадру Камимуры. Это было настоящее боевое товарищество: жертвенность во имя своих братьев по оружию, прорывающихся из Порт-Артура.
броненосный крейсер "Рюрик"
Предположив, что эскадра вышла раньше, чем была подана телеграмма, командующий флотом в своей инструкции командиру отряда адмиралу К.П. Иессену устанавливал район возможной встречи - у корейского берега на параллели Фузана. Крейсера "Россия", "Громобой" и "Рюрик" вышли из Владивостока 13 августа в 6.00 и были на параллели Фузана утром в 4.35. Русские крейсера прошли мимо Камимуры, не заметив его, и тот оказался на пути их отступления.
броненосный крейсер "Россия" броненосный крейсер "Громобой"
На русских кораблях были плохо скрыты огни. Японский отряд ночью в 1.30 повернул на юг, а в 4.35 японские сигнальщики увидели по носу с левого борта огонь, и через 20 минут сквозь утреннюю мглу различили силуэты русских крейсеров.
Русские крейсера в 4.30 пришли к месту, назначенному командующим флотом. Повернули на запад, чтобы, крейсируя здесь 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. В 4.40 справа в тумане обнаружили силуэты шедших с севера кораблей и сразу опознали характерный силуэт "Адзумы" - это была эскадра Камимуры.
броненосный крейсер "Идзумо" броненосный крейсер "Адзума"
броненосный крейсер "Токива" броненосный крейсер "Ивате"
Японский отряд превосходил русских в числе крупных орудий. Но главное их преимущество было в более рациональном бронировании и расположении 8-дюймовых пушек. Против шести русских 8-дюймовых орудий японцы могли действовать шестнадцатью. Кроме того японские крейсера имели перед русскими преимущество в скорости (проектная 20-22,5 уз. против 18-20, фактически 17 против 15,5 уз.).
Японцы открыли огонь в 5.23 с дистанции 46 кбт, русские корабли открыли ответный огонь из орудий левого борта. К 5.52 японцы оказались на траверзе русского отряда сократив дистанцию до 27 кбт. Адмирал Иессен повернул на юго-восток а в 6.00 резко повернул вправо, описал петлю и пошел на северо-запад, рассчитывая проскочить под кормой у отряда Камимуры. Японцы отреагировали с опозданием и повернули влево, эскадры оказались на расходящихся курсах и японские крейсера прекратили огонь. В этот момент шедший концевым "Иватэ" получил попадание 8-дюймового снаряда в носовой каземат - вышли из строя три 6-дюймовых и одно 75-мм орудие. По "Ивате" вёл огонь "Рюрик", скорее всего это был его снаряд.
повреждения броненосного крейсера "Ивате"
В 6.23 бой возобновился. На "Рюрике", который шел концевым, был убит старший офицер и тяжело ранен командир, возник сильный пожар, разбиты рулевые приводы в боевой рубке и на заднем мостике. Управление крейсером пришлось перенести в рулевое отделение, но из-за подводных пробоин в кормовой части крейсер сел кормой - пришлось отказаться от управления рулем, и крейсер стал управляться машинами. "Рюрик" уже не мог держаться в строю и начал отставать. Еще в 5.30 к месту боя подошли вызванные Камимурой по радио крейсера "Нанива" и "Такатихо" из отряда Уриу.
Иессен продолжал маневрировать, пытаясь прикрыть поврежденный "Рюрик". "Россия" и «Громобой» тоже получили заметные повреждения. Японцы, пристрелявшись по почти неподвижному "Рюрику", осыпали снарядами и оба других крейсера. В 8.20 Иессен принял решение окончательно повернуть на север к Владивостоку. В 8.20 адмирал просигналил "Рюрику" приказ "Идти во Владивосток". "Россия" и "Громобой" пошли на север, отряд Камимуры направился за ними. К 09.45 японцы сумели сократить расстояние до 27кбт, но тут же сбросили ход, и в 10.00 дистанция снова возросла до 37 кбт. В 10.04 Камимура принял решение прекратить преследование русского отряда и повернув вправо, лег на обратный курс с целью добить поврежденный "Рюрик".
повреждения броненосного крейсера "Ивате"
Оставшийся в одиночестве "Рюрик", которым командовал вахтенный офицер, находился в безнадежном положении. Японские крейсера "Нанива" и "Такатихо" с дистанции 35 кбт выпустили более 650 6-дюймовых снарядов. Вскоре ответный огонь "Рюрика" полностью прекратился. Когда на севере показались возвращающиеся крейсера Камимуры, а с юга подошли 3 крейсера и 5 миноносцев, командовавший "Рюриком" лейтенант Иванов приказал затопить крейсер. Команда спасалась с помощью пробковых матрасов, поясов и обломков дерева. В 10.42 "Рюрик" затонул, а уцелевшие моряки были подобраны японскими кораблями.
"Россия" и "Громобой" во Владивостоке после боя
О причинах, заставивших японцев прекратить преследование "России" и "Громобоя", до сих пор нет единого мнения. По рапорту вице-адмирала Камимуры, он приказал повернуть назад после того, как получил доклад от старшего артиллерийского офицера об израсходовании большей части боезапаса. По имеющимся сведениям, флагманский корабль "Идзумо" в ходе сражения расстрелял 255 8-дюймовых, 1085 6-дюймовых и 910 12-фунтовых снарядов.
Повреждения кораблей в бою у Ульсана 14 августа 1904г.
Японские корабли:
"Идзумо" - 20 попаданий, 2 матроса погибли, еще 17 получили ранения. Попадания были не опасные и снарядами малого калибра. В 6.17 с расстояния 48 кбт русский 8-дюймовый снаряд пробил броню носовой башни,но скорее всего он не взорвался, ни о каких последствиях этого попадания в японских источниках не упоминается.
"Адзума" - 10 попаданий, ранено 7 нижних чинов и один вольнонаемный. В 9.30 на крейсере произошла поломка в машине, и он покинул строй. Повреждение устранили быстро, так что крейсер лишь переместился со второго места в колонне на третье.
"Токива" - попало несколько снарядов, ранено 3 человека (один нижний чин и два вольнонаемных).
повреждения броненосного крейсера "Ивате"
"Иватэ" - 23 попадания, погибло 40 человек(2 офицера), 37 ранено (3 офицера). Крейсер получил самые тяжелые повреждения из всех, какие понесли японские броненосные крейсера за всю войну. Примерно в 7.00 8-дюймовый снаряд пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около 6-дюймовки, он вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо 6-дюймовки №1 из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 12-фунтовая пушка №3. В результате взрыва мгновенно погиб 31 человек, причем старший лейтенант Харагути и 13 старшин и матросов пропали бесследно. Мичман Нота и 6 матросов умерли вскоре после боя. А еще двое из 16 раненых, доставленных на берег, умерли в госпитале. Ранения получили еще 20 членов экипажа. В числе раненых оказались старший артиллерийский офицер капитан-лейтенант Номура, старший минный офицер капитан-лейтенант Канно, старший лейтенант Канедзака, гардемарин Мацумура и старший писарь Иоситоми. Другое попадание, которое было отмечено в рапорте британского военного советника, относилось к снаряду, поразившему крейсер в кормовую часть. Взрыв разрушил одну из офицерских кают, а осколки, пронзившие кают-компанию, разбили висевший там корабельный хронометр.
Русские корабли:
"Россия" - 36 попаданий, 48 убитых, 165 раненых.
крейсер "Россия" после боя
"Громобой" - около 30 попаданий, 91 убитый и 185 раненых. Наибольшие потери несли расчеты мелких орудий на верхней палубе, которые по приказу командира Н.Д. Дабича, непонятно для чего находились на боевых постах. Выведены из строй 2 8-дюймовых орудия, повреждения получил корпус судна.
повреждения "России" и "Громобоя"
"Рюрик" - из-за гибели количество попаданий неизвестно, погибло 9 офицеров и 193 нижних чина, ранено 9 офицеров и 229 матросов.
К сожалению, из-за неповоротливости российского командования, и эта жертвенность русских моряков оказалась напрасной.