Статья журналиста Серафима Берестова о не самой известной, но самой продолжительной и самой кровопролитной битве Второй мировой войны.
В этот день 73 года назад войска Калининского и Западного фронтов продолжали наступление в направлении города Ржев.
В историю Великой Отечественной войны боевые действия тех дней вошли как 1-я Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция Красной Армии. 30 июля 1942 года ее начали части 30-й и 29-й армий Калининского фронта (командующий - генерал-полковник И. С. Конев). Проливные дожди и болотистая местность затрудняли «прогрызание» глубоко эшелонированной обороны противника. Историки пишут: "Стрелковые дивизии продвигались вперед крайне медленно - на 1-2 километра в сутки".
В условиях «незапланированной» распутицы танковые бригады не имели возможности выйти на оперативный простор и вынуждены были действовать исключительно как огневые средства непосредственной поддержки пехоты.
О начале наступления севернее Ржева командующий артиллерией Калининского фронта генерал-полковник Н.М. Хлебников вспоминал: «Мощь огненного удара была столь велика, что немецкая артиллерия после нескольких неуверенных попыток ответить огнем на огонь замолчала. Две первые позиции главной полосы обороны противника были разрушены, войска, их занимавшие, - почти полностью уничтожены. Только жалкие остатки фашистских частей отошли на вторую полосу обороны». И он же, Хлебников, в тех же воспоминаниях, ниже: «Кто наступал тогда в низинах и болотах под Ржевом, вряд ли забудет эти дни. Вода льет потоками сверху, вода пробивается снизу, моментально заполняя свежевырытые окопы».
Погода внесла коррективы и в планы генерала армии Г.К. Жукова, командующего Западным фронтом. Наступление его войск началось на несколько дней позже первоначально запланированного срока. И хотя поначалу им сопутствовал успех (всего за 2 дня была разгромлена 161-я немецкая пехотная дивизия, «разлохмачен» 46-й танковый корпус, а Красная Армия пробила основательную брешь на фронте и прорвала оборону противника в глубину до 30 км), уже к первой неделе августа темпы наступления замедлились.
Говорят, дождь тогда заменил немцам несколько дивизий. И всё же… Талантливый (отдадим должное противнику!) военачальник, Вальтер Модель, сам в таких же условиях, сумел быстро перебросить танковые резервы своей 9-й армии в район наступления Западного фронта.
Кстати, мало кто знает, что одно из крупнейших встречных танковых сражений Великой Отечественной произошло тогда же, там же - во время летнего наступления на Ржев. 8 сотен советских танков против примерно такого же количества немецких. В условиях лесисто-болотистой местности. Немцы откатились. Правда, войска обоих советских фронтов уже ввели в бой практически все свои резервы. Наши бойцы «на передке» об этом еще не знают. Они просто выполняют приказ «любой ценой»…
И все-таки 14 августа 1942 года Франц Гальдер, начальник Генерального штаба Сухопутных войск Германии, в своем дневнике записал: «419-й день войны. Группа армий "Центр". На фронте 3-й танковой армии противник добился глубокого и широкого прорыва. В полосе 9-й армии противник переносит основные усилия на участок прорыва и в районе Ржева. Здесь отводятся назад 14-я моторизованная и 256-я пехотная дивизии».
Об ожесточенности схватки в полосе наступления нашей 30-й армии Калининского фронта говорит такой факт: за несколько дней наступления оказались перемолотыми целых две только что прибывшие из резерва - «свежие», полностью укомплектованные! - советские стрелковые дивизии, 274-я и 375-я. Случилось это при попытках взять «всего-навсего» несколько деревень - Жеребцово, Грибеево, Демкино. Здесь, непрерывно контратакуя, отчаянно оборонялась 6-я пехотная дивизия Вермахта.
Вот что о боях под Демкино вспоминал ветеран 274-й стрелковой дивизии А.П. Шибаршин: «Я, право, не помню, сколько погибло нас в тех атаках. Но ведь именно стрелковый батальон вышел с развернутым знаменем, и мы пошли за своими командирами. Прямо на окопы немцев. По нам ударили немецкие пулеметы в лоб и с флангов. Когда падал подкошенный пулей боец со знаменем, у него его брал другой. Нас в том сражении осталось не больше десятка человек».
Так не воюют? Да, когда командиры (те, что с большими звездами, в штабах!) людей берегут, ТАК не воюют. И все-таки люди шли на смерть. Сами. Потому что вряд ли в бою кто-то принудит бойца поднимать знамя из рук павшего товарища.
Бои за Демкино шли четыре дня - с 15 по 18 августа. И сдалось нам оно, это Демкино? «…Район являлся ключом для выхода нашей ударной группировки к Волге», - напишут позже историки. Значит, ко Ржеву. Историки же доведут и другие свидетельства боев за растреклятый «ключ от Ржева».
Например, во время боя за Демкино несколько десятков мирных жителей пытались прорваться из соседней деревни к наступающим частям Красной Армии. Зачем? Просто туда немцы согнали для отправки в Германию несколько сотен местных, сельских. Часть узников, перейдя реку Бойню, ползком решила пробраться в сторону наших - по дну оврага. Заметив людей, фашисты открыли шквальный минометный огонь. Красноармейцы видели, как вражеские мины ложились среди женщин и детей. Крики из оврага доносились страшные. В ту ночь Демкино было, наконец, взято. В реке Бойне вода несколько дней текла красная - от крови…
До взятия Ржева оставалось еще больше месяца. «В результате упорных боёв к 27 сентября войскам 30-й армии удалось занять Ржев, однако подошедшие немецкие резервы восстановили положение. В результате город остался за противником. 1 октября сражение за Ржев закончилось», - пишут сегодня граждане либералы. Добавляя, впрочем, что окончательно Ржев стал нашим лишь в начале марта 1943 года. Дескать, столько жертв - и какой в них был смысл?!
Между тем, смысл битвы за Ржев хорошо понимал противник. Причем еще в кровавом 1942-м году. Из статьи тех дней немецкого военного журналиста Ю. Шуддекопфа: «В двух местах достигло Волги немецкое наступление на Востоке: у стен Сталинграда и у Ржева. То, что разворачивается у Сталинграда, происходит… у Ржева уже почти год. Почти день в день год назад немецкие войска в первый раз достигли Волги. С тех пор три больших сражения развернулись за кусок земли в верхнем течении Волги - и идёт четвёртое, самое ожесточённое...». Правда, Шуддекопф еще не знал, чем закончится для немцев Сталинград.
Лишь в одном историки и идеологи всех взглядов, «мастей», направлений начинают сходиться: 14-тимесячная, «многоэтапная» (4 наступательные операции советских войск в течение 1942-1943 г.г.) Ржевская битва была самой кровопролитной не только в последней мировой войне, но и вообще в истории человечества. Но, чтобы никогда не забылось - русские в ней выстояли. И победили!
Еще несколько слов о Ржевской битве. И нашей памяти
воин Александр Мазин войн Алексий Белозеров воин Василий Иртикеев
воин Владимир Гусев воин Владимир Якимович воин Иоанн Седов
воин Леонид Стихин воин Михей Зырянов воин Пётр Алимпиев
воин Феодор Довбыш воин Иоанн Разгоняев воин Филипп Разгоняев
Воин Александр Мохов
Воин Владимир Коробов
Воин Михаил Чемизов
Воин Алексей Емелев
Воин Владимир Якимович
Воин Федор Довбиш
Воин Алексей Белозеров
Воин Иван Бердасов
Воин Дмитрий Жданов
Воин Филипп Разгоняев
Воин Иван Разгоняев
Воин Егор Виноградов
Воин Михей Зырянов
Воин Владимир Гусев
Воин Андрей Киреев
Воин Василий Иртикеев
Воин Иван Седов
Воин Леонид Стихин
Воин Иван Уваров
Воин Александр Мазин
Воин Георгий Ерлин
Воин Петр Алимпиев
Воин Никифор Кутькин
Воин Иван Трифонов
Герои той самой "незнаменитой" Ржевской битвы. Они погибли в 1942-м. Их в заброшенных безымянных могилах в 2013-2014 годах нашли бойцы Тверского поискового отряда "Поколение". Эти люди больше не числятся пропавшими без вести. Мы сегодня даже знаем, как многие из них выглядели.
Они обрели земное упокоение - на братском воинском кладбище села Холмец, в окрестностях которого и погибли.
В июне 2015 года имена павших под Ржевом бойцов появились за 500 километров от места их последнего земного пристанища - у Солдатского креста, установленного близ
нашего строящегося воинского храма Димитрия Донского. За этих людей, погибших за Родину, мы молимся. Помолитесь и вы!
Со святыми упокой, Господи, души усопших воинов Твоих!
Серафим Берестов