Те, чья юность пришлась на конец 80-х - начало 90-х годов, хорошо помнят, с каким упоением звёзды, звёздочки, звездульки и звездюшки тогдашней эстрады распевали песни про белогвардейцев ,которых неизменно представляли эдакими рыцарями в золотых погонах. Этот штамп, берущий своё начала ещё от советской пропаганды, настолько въелся в плоть и кровь нашей культуры, что его, как бы, даже и жалко разрушать. Между тем, подавляющему большинству белогвардейцев о золотых погонах не приходилось и мечтать: своих погон они лишились ещё во время революционной вакханалии весны - лета 1917-го. Погоны шили из чего придётся, и тот, у кого они были не из мешковины, мог считать, что ему крупно повезло.
Современная картина, изображающая белого (корниловского) офицера,
прощающегося с царскими погонами, которые он каким-то чудом сумел сберечь.
Видно, что платок, в который эти погоны бережно завёрнуты, украшен вензелями
царицы-мученицы Александры. Правда, почему-то с опечаткой.
Как правило, погоны офицеров в Белой Армии были того же цвета, что и погоны нижних чинов, но имели белые, жёлтые или красные просветы (продольные узкие полоски) и звёздочки для различия чинов. В подтверждение этому - вот несколько картинок по элите деникинской Добровольческой Армии - так называемым именным частям.
Автор иллюстраций - известный художник-униформолог Р. Паласиос-Фернандес. Из этих иллюстраций хорошо заметны и другие характерные черты белогвардейского обмундирования: фуражки ярких расцветок, обилие всевозможных нарукавных нашивок, черные и белые гимнастерки и кителя. Черный цвет симовлизировал траур по униженной и растоптанной Брест-Литовским миром России, белый - чистоту помыслов и чаяние грядущего Воскресения Мертвых.
Гражданская война, в отличие от Первой Мировой, была манёвренной, что наложило отпечаток на униформу, возродив отчасти традиции эпохи Наполеоновских войн (автор этого тезиса - не я, а мой знакомый историк и униформолог П.В. Шавенков): маскировка перестала играть существенную роль при разработке формы, а главным снова стало подчеркнуть уникальность боевого пути той или иной части, показать врагу, с кем он имеет дело и тем самым деморализовать ещё до боя.
И самое, пожалуй, экзотическое явление в униформе от Деникина - Особая Офицерская рота Охраны Ставки.
Русским по своему покрою гимнастёркам были придан светло-коричневый цвет английской полевой формы - видимо, чтобы эти воины (как правило - ветераны-первопоходники, по ранению не способные продолжать службу в боевых частях) не сильно выделялись на фоне большинства своих соратников.
А вот ещё одна белая гимнастёрка. На сей раз из колчаковской армии (см. бойца справа). Стоит обратить внимание также и на бойца слева - петлицы у него из георгиевской ленты. В Императорской Армии георгиевская лента шла иногда на мундирные петлицы-катушки, но на шинельные - никогда. Вероятно, Колчак георгиевскими шинельными петлицами воткинских артиллеристов хотел подчеркнуть исключительную доблесть Воткинской дивизии.
Впрочем, бывали у белых и соединения, погон вообще не носившие.
Делалось это не "в знак протеста против отречения Государя", как пытаются нас убедить авторы фильма "Господа офицеры", а для удобства агитации среди красных: дескать, переходите к нам, мы тоже беспогонники. Придя к власти в конце 1918 года, Колчак восстановил дореволюционные знаки различия.
В основном вожди Белого Дела старались следовать традициям униформы Русской Императорской Армии. Однако, попадались и совершенно экзотические образцы, породить которые мог только хаос Гражданской войны.
Вот, например, Пепеляевская штурмовая бригада в армии Колчака, кисти А. Лебедевой. Куртка офицера очень напоминает гусарскую "венгерку". Но, во-первых, шнуры на ней чёрные (чего не было ни в одном гусарском полку Российской Императорской Армии), а во-вторых - воротник отложной. У гусар во все века воротники были стоячие. Особенно колоритно смотрится эта псевдо-гусарская куртка в сочетании с пилоткой!
Вот ещё один экспонат - офицер казачьих частей дивизии Б.В. Анненкова, работа А. Каращука. Кубанские и терские казаки ещё в середине XIX столетия переняли у кавказских горцев черкески с газырями. В годы Первой Мировой оренбургские, сибирские и семиреченские казаки были отправлены на Кавказский фронт - не мудрено, что, освободившись от царских регламентов, они очень быстро начали подражать в одежде своим кубанским собратьям. В черкески они, конечно, не переоделись, но украсили газырями свои традиционные зелёные мундиры. Правда, непонятно, за счёт чего у этого казака держится на груди красный накладной лацкан? Может быть, кто-то из специалистов-униформологов подскажет?
Вот ещё один казак - оренбургский. Тоже работа Каращука.
Газыри нашиты прямо на гимнастёрку. Выглядит нестандартно, но воинственно. Кстати, нарукавные нашивки символизируют полученные ранения. Этот офицер был ранен дважды: один раз на Мировой войне (серебряная нашивка). Второй раз - уже на Гражданской (голубая).
А у этого сибирского казака не только газыри на гимнастёрке, но и розетка цветов национального флага на груди. Такие же розетки, правда, из белых лент, носили повстанцы-шуаны в Вандее конца XVIII - начала XIX веков. Грамотные были в Сибири казаки (я без иронии, действительно грамотные), даже про Вандею знали - и подражали ей в униформе.
А это - боец мусульманской Дружины Зелёного Знамени. Немного смахивает на средневекового монголо-татарина, верно?
Ещё один мусульманин - киргиз из Личного Конвоя атамана А.И. Дутова. Странное экзотическое сочетание киргизской национальной шапки с меховой тульей и шинели с газырями (вот такого в Императорской Армии точно не было!). Но смотрится органично.
Ещё двое колчаковцев. Личный конвой Колчака, как мы можем видеть, щеголял в фуражках корниловского образца (подчёркивая преемственность Белого Движения от ударных частей 1917 года, создававшихся специально, чтобы удержать разваливающийся русский фронт) и в красных галифе. Второй боец, вроде бы, выглядит не особо экзотично... если не приглядываться к его погонам. Вензеля на них принадлежат не кому-нибудь, а Самому Иисусу Христу. Для Дружин Святого Креста, сформированных специально из верующих христиан и для защиты попираемой большевиками веры - предельно логично.
И ещё одна иллюстрация по войскам Колчака, напоследок.
Головной убор - что-то вроде кепки с откидными ушами - назывался колчаковкой и учитывал особенности сибирского климата. Вам он, кстати, ничего не напоминает?
А вот войска другого белого вождя - Н.Н. Юденича, его Северо-Западная Армия.
Этот лихой белогвардеец, если бы не трёхцветный шеврон цветов Российского триколора на рукаве и не характерная рубаха-косоворотка, вполне мог бы сойти за американского солдата времён Великой Отечественной войны. Оказывается, мазать лица грязью и украшать головные уборы ветками в целях маскировки мы начали раньше американцев, ещё в Гражданскую.
В облике этого ефрейтора необычно всё. Во-первых, он, нижний чин, одет в офицерский китель - и это в то время, когда даже офицеры предпочитали носить солдатские гимнастёрки. Во-вторых, он в штанах казачьего образца, с лампасами. Ну, и папаха с черепушкой, как водится - фирменная "фишка" Белого Движения.
Не отставали от белых и красные. Хрестоматийный образ красноармейца в будённовке и гимнастёрке с "разговорами" (поперечные фигурные петлицы на груди мундира) сложился только к середине 1920 года. До этого же одевались кто во что горазд. В основном - в царское обмундирование, благо его на складах оставалось выше крыши. Погоны спороли, красные звёзды прицепили - и вперёд, к победе коммунизма!
Как вам такие красноармейцы? В киверах, в уланских шапках, только эполет не хватает. "Приватизировали" форму царских военных училищ. А что, не пропадать же ей?!
А вот уже что-то новенькое, не царское.
Полностью красная форма - армия-то ведь Красная - и аксельбант на плече. Эффектно!
А вот ещё один ультра-красный боец от Андрея Каращука.
У бойцов Конвоя Л.Д. Троцкого красными были даже сапоги. Схожую форму носила и 52 дивизия Блюхера. Достать образец мне, правда, не удалось. Только в книжке читал про их красные гимнастёрки и прозвище "красноиндейцы", которым их наградили белые.
Были в красной Армии свои гусары - Заволжский гусарский полк и бригада Ватмана. От царской их форма тоже мало чем отличалась: на фуражках кокарду заменила красная звезда, а с мундиров исчезли плечевые шнуры.
В статье использованы рисунки Р. Паласиос-Фернандеса, А. Каращука, А Троня и А. Лебедевой из моей коллекции. Которым, пользуясь случаем, выражаю свою благодарность.