Польша, Украина и неожиданный Купер

Mar 13, 2017 17:59

Те, кто полагает, что отношения между русским и украинским народами когда-нибудь смогут снова стать прежними, как было до майдана, или же что русские когда-нибудь смогут относиться к украинцам хотя бы так, как относились к немцам в пору существования ГДР и Варшавского договора, обольщают себя. Хотим мы этого или нет, но Майдан изменил нас всех навсегда - вне зависимости от того, по какую сторону нынешней российско-украинской границы, искусственно проведённой по живому в 1991 году, мы сегодня живём.

Сужу по себе. Не знаю, как кого, а лично меня события последних трёх лет в соседней некогда братской республике заставили с большим пониманием взглянуть на польскую сторону в украинско-польских конфликтах XVI - XVII веков. В советские годы пропаганда усиленно навязывала нам однобоко-проукраинское видение той давней истории: дескать, братский украинский народ, некогда - часть общей с нами древнерусской народности, насильственно отторгнутый от Руси польскими завоевателями (откуда они вообще взялись на Руси, эти самые завоеватели, как именно они завоевали Украину и почему не смогли двинуться дальше, ученикам советских школ почему-то не рассказывали), два века усиленно боролся за освобождение от чужеземного ига и за воссоединение с набиравшей силы Россией (точнее - с Московским царством, но это уже частности), в этой борьбе лучшие люди украинского народа породили особое военное сословие - запорожское казачество, успешно громившее оккупантов и в конце концов доведшее Украину до Переяславской Рады, которая и восстановила историческую справедливость.



Картина современного польского художника, изображающая бой польских крылатых гусар
с украинскими казаками. Автор-поляк, естественно, изображает победителями
своих соотечественников. Хотя в исторической перспективе поляки проиграли.



Но тут уже сразу начинаются вопросы и недоумения. Прежде всего, запорожские казаки отнюдь не были никакими "народными заступниками". Украинцев-крестьян они презрительно именовали "гречкосеями" [1]. Занятия физическим трудом среди запорожцев считалось недостойным делом. Чем же жило это так называемое военное сословие, которое кое-кто даже пытается равнять с духовно-рыцарскими орденами Западной Европы? А известно чем - разбойничьими набегами. В периоды, когда Польша вела войны со своими соседями, "патриоты"-запорожцы охотно присоединялись к армии польских оккупантов [2], совершая  налёты на крымских татар, турок, персов, а то и на русские замли, о чём мне справедливо напомнил Вячеслав Кондратьев (vikond65) в комментариях под статьёй о гетмане Сагайдачном. В периоды же, когда Польша пребывала в мире со своими соседями, лихие запорожцы шарили по поместьям польских магнатов, забирая всё, что плохо лежит - в том числе и то, что было создано потом и кровью украинских крестьян. Тут, конечно, можно вспомнить о Робин Гуде - но запорожцы отнюдь не были робин-гудовскими вольными стрелками и своей добычей с презренными для них "гречкосеями" не делились - им самим нужно было что-то есть и во что-то одеваться. Максимум, на что они были готовы - это прийти на защиту украинских крестьян против крымско-татарских набегов или карательных экспедиций тех же поляков. Памятуя об этом, народ и не отказывал запорожцам в поддержке, и искренне их героизировал в своих песнях и сказаниях.

Да и полно: так ли уж стремились украинцы к восстановлению единства Русского Мира, если при первой предоставившейся им возможности они с лёгкостью от этого единства открестились? Не пытались ли казаки с помощью московского царя решить какие-то свои, сугубо личные и не совсем бескорыстные проблемы? Не так много времени прошло со времён Переяславской Рады в 1709 году - а запорожский атаман Кость Гордиенко уже завёл шашни с вторгшимися на Украину шведскими войсками Карла XII и привёл ему на подмогу больше (!!!) украинских казаков, чем гораздо более известный изменник Мазепа (коему на современной Украине активно ставят памятники). Поведение запорожцев в Великую Северную войну прекрасно характеризует истинные устремления "одвычного лыцарства": запорожцы так рвались к восстановлению государственного единства русских земель, что изменили России при первом удобном случае.



Запорожцы. Их реальный духовный облик сильно отличался
от того пропагандистского лубка, который усиленно лепила советская пропаганда.

Православие? Но мои знакомые историки, занимавшиеся историей XVII - XVIII века, недвусмысленно свидетельствуют, что казаки безо всякого уважения относились к священству.  Соответственно, их религиозные представления - в лучшем случае это т.н. "народное богословие". Насколько сильно оно может отличаться от Православия и какие дикие суеверия способно порождать - мы все слишком хорошо помним по прошлому десятилетию. Нынешние же потомки запорожцев и вовсе полагают Православие чуждой украинскому народу "москальской верой", которую силой навязал им князь Владимир, дабы тем вернее отнять у "древних укров" их вековечные вольности. К слову, Владимира сегодня на Украине полагают "жидёнышем", соответственно, Православие воспринимается как "ложная вера", специально изобретённая мировым сионизмом для подчинения им вольного украинского народа. Где гарантия, что запорожские казаки XVI - XVII веков смотрели на Православие иначе? Многочисленные насмешки фольклора над попами и бурсаками, скорее, доказывают обратное. И если так - то что делали на Украине поляки - насаждали ли католическую ересь огнём и мечом, или... всего лишь встали за общехристианское дело против реставраторов язычества, за честь святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси?
"Братства"? Но они сами были не прочь пореформировать христианство под собственные, не всегда безгрешные цели. О чём сохранились недвусмысленные свидетельства русских воевод, участвовавших в боях с поляками в середине XVII столетия. И уния стала не столько результатом "коллаборационизма" высшего украинского духовенства, сколько банальным поиском защиты от произвола братчиков [3].

Но тут я сам приказал себе остановиться. Какие бы зверства ни творили сегодня украинцы, каких бы гнусностей ни изрыгала на Православие постмайданная власть, есть вещи, которые несомненны. Можно спорить, было ли запорожское казачество действительно православным - но бесспорно, что Киево-Печерская и Почаевская лавры существовали во все времена, существуют и сейчас. И во все времена были оплотом именно канонического Православия, а не народных суеверий. И Киевская духовная академия была, и готовила она именно защитников Православия, а не обличителей "жидёныша" Владимира, чему лучшее подтверждение - десятки, а то и сотни святых, просиявших на украинской земле. К слову, запорожские казаки в начала XVII столетия стремились, чтобы их сыновья окончили эту духовную академию - а значит, православие таки было для них не просто красивым лозунгом. По крайней мере, для некоторых из них.

И Богдан Хмельницкий, восставший против польского владычества [4], имел основания для такого восстания, ибо поляки-католики разграбили его имущество, а его десятилетнего сына запороли до смерти (жена Хмельницкого после этого вскоре умерла - в плену). А ведь Хмельницкий верой и правдой служил в это время Речи Посполитой. В возможности отстаивать свои попранные права в суде Хмельницкому также было отказано. И кто бы на его месте не взялся бы за оружие? Да, Хмельницкий, заводя свои контакты с Московским царством, преследовал личные цели - но кто посмеет его за эти цели упрекнуть, он ведь не корысти искал, а справедливого возмездия за подло погубленных жену и сына.



Богдан Хмельницкий

А поляки? Чем занимались они на украинских землях? Огнём и мечом насаждали католичество и всячески притесняли украинский народ, стонавший под двойным гнётом - национальным и феодальным, - говорили советские учебники. Но если взглянуть с их точки зрения на Запорожскую Сечь - то это постоянный источник смуты и угроза безопасности добропорядочных граждан, разбойничье гнездо, вдобавок, постоянно поглядывающее на восток, где набирала силу православная русская монархия. Сепаратисты - временами актуальные, временами потенциальные, но неизменно - сепаратисты. Соответственно, поляки боролись за единство своей империи и подавляли очаг - говоря современным языком - терроризма. Подавляли со свойственной средним векам жестокостью, не разбирая правого и виноватого, обрушивая свои кары не только на Сечь (она была неплохо укреплена, так что взять её полякам было бы проблематично), но и на обычных крестьян. Чем порождали ответную жестокость со стороны запорожцев и присоединявшихся периодически к ним реестровых казаков.



Крылатые гусары на фоне горящей деревни

И тут я понял, что где-то что-то подобное уже читал. Ситуация нарисовалась типично куперовская. С одной стороны - империя, действия которой трудно назвать безукоризненно нравственными, не считающая "инородцев" полноценными людьми и чинящая им всевозможные несправедливости, утверждая собственную власть. С другой - туземцы (индейцы - у Купера, украинцы - в рассматриваемом случае) со своими вполне понятными обидами и столь же понятным, проистекающим из этих обид сепаратизмом. Империя сепаратизма не терпит - и посылает карательные экспедиции. Жестокости карателей порождают ответную жестокость сепаратистов - и вот уже непонятно, кто прав, кто виноват в завертевшейся кровавой карусели, жертвами которой сплошь и рядом становятся ни в чём не повинные люди с обеих сторон.

Именно так строит сюжеты своих романов Фенимор  Купер. У него нет абсолютно правой, как и абсолютно виноватой стороны, хотя симпатии автора (как и главного героя) всегда отличаются определённостью. Однако, нередко бывает при этом, что абсолютный мерзавец, на котором клейма негде ставить, оказывается по одну сторону линии фронта с главным положительным героем, а благородный человек, внушающий читателю невольное уважение - на стороне его противников [5].

Вот такой же неоднозначностью веет и от украино-польских конфликтов позднего средневековья. Не всё там так просто, как рисовала советская пропаганда или как представляется некоторым православным публицистам. И становиться однозначно на сторону украинцев ("поборников Православия", "борцов за национальное освобождение") - столь же неправильно, как и однозначно занимать сторону поляков (судьбу семьи Богдана Хмельницкого помним?). Такая вот история с георграфией. Впрочем, одно нам точно не помешает - помолиться об упокоении раба Божия Богдана.

_____________________________________
Примечания
[1] В этом казаки-запорожцы были не одиноки. Их русские коллеги - донские казаки - относились к крестьянству с таким же пренебрежением, и назвать казака "мужиком" было кровным оскорблением.
[2] С которыми, согласно утверждениям советской пропаганды, они вели бескомпромиссную борьбу.
[3] К слову, поляки отказывались признавать унию - им нужно было не формальное подчинение, а всецелое ополячивание и окатоличивание. Униаты подвергались гонениям - за что и отомстили столь страшно в период Волынской резни.
[4] что, собственно, и кончилось Переяславской Радой
[5] Таков, например, французский капитан Санглие в романе "Следопыт".

История Отечества, Фенимор Купер, Век семнадцатый, Польша, История Украины

Previous post Next post
Up