Война памятников - путь в тупик

Apr 29, 2014 00:10

Друзья сообщают, что в Севастополе демонтировали памятник гетману П.К. Конашевичу-Сагайдачному. "Операция" была произведена 25 апреля сего года.



Памятник Сагайдачному в Севастополе. Больше он там не стоит.


Вот так этот памятник выглядел. Не ахти, какой скульптурный шедевр, не в пример аналогичному памятнику в Киеве, но всё-таки - историческая память. Помнится, именно на необходимость сохранения исторической памяти упирали защитники памятников красному тирану Ленину. Спору нет, советский период - значительный этап в нашей истории, имевший свои достижения и свои, всем понятные, символы. Этот этап завершился. Сегодня многие, если не большинство, как в России, так и в Украине, воспринимают Ленина отнюдь не как "доброго дедушку" из детских книжек и не как мудрого правителя, а как кровавого гонителя тех самых идей, которые эти люди разделяют (в первую очередь - Православной веры, которую Владимир Ильич, ничтоже сумняся, честил "труположеством").  Снос памятника гетману Сагайдачному выбивает этот (по сути - единственный) аргумент у защитников скульптурной ленинианы и переносит диалог в плоскость пресловутого "права сильного". Чья власть - того и памятники. Вот почему демонтаж памятника Сагайдачному (о "памятнике" в честь юбилея военно-морских сил Украины, поставленном по приказу адмирала-фашиста Тенюха, разговор отдельный) - путь в тупик.

Хорошо, что памятник остался не осквернённым, что его, по словам С. Меняйло, аккуратно упакуют и отправят на материковую Украину. Но, может быть, всё-таки лучше было бы, если бы этот памятник остался в Севастополе как память о том 60-тилетнем периоде, когда Крым находился в составе Украины? Это ведь тоже - "историческая эпоха", и далеко не всё в ней было так уж плохо - да тот же Крымский канал, без которого сельское хозяйство Крыма обречено на быстрое умирание, разве не в этот период был построен? И разве в Крыму не осталось этнических украинцев, для которых Сагайдачный - до сих пор национальный герой?



Памятник Сагайдачному начинают демонтировать



Сняли краном и потащили. Такое ощущение возникает, что гетман полетел.
И с удивлением смотрит вниз.

Кроме того, если мы сейчас говорим "русский Крым", если мы хотим возрождения в Крыму не советского, а именно русского патриотизма с опорой на традиционные наши ценности (и в первую очередь - на Православие), то именно здесь Сагайдачный мог бы быть нашей пропагандистской опорой, и очень серьёзной. Как раз в Крыму "опальный" гетман мог бы стать той фигурой, вокруг которой объединились бы русское и украинское население полуострова.
Дело в том, что Православие в Крым пришло именно с войсками Сагайдачного. В русской историографии Сагайдачного обычно представляют себе как верного союзника панской Польши. Но в действительности [1] гетман нередко предпринимал воинские акции, сообразуясь только с собственными видами. В 1616 году войска Сагайдачного взяли Кафу (нынешнюю Феодосию) - один из крупнейших центров работорговли в XVII - XVIII веках. С 2-мя тысячами запорожцев Сагайдачный разбил 14-тысячную армию турок и освободил большое количество христиан-невольников, томившихся в ожидании продажи. Какая участь ожидала этих несчастных, если бы не лихие украинцы, остаётся только гадать, но судьба евнуха или наложницы в гареме могла бы считаться ещё более-менее благополучной.



Портрет Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного

В 1621 году мы видим Сагайдачного уже во главе 40-тысячного войска, противостоящего туркам под Хотином. Именно благодаря украинским казакам Польша не была в этой кампании разгромлена, но напротив, отразила все атаки турок (делавшиеся главным образом именно против украинцев). Более того, Сагайдачный сам повёл казаков в наступление, и эта его атака не имела решительных последствий только потому, что польский отряд остался равнодушным наблюдателем битвы и не оказал запорожцам никакой поддержки.



Впрочем, эта атака Сагайдачного имела для украинцев другие, причём гораздо более важные последствия. За своё участие в Хотинской кампании хитрый гетман выторговал у польского короля восстановление прежнего казачьего самоуправления и отмену (временную) всех стеснительных законов в отношении Православия.

Уния имела в лице Сагайдачного непримиримого противника. Гетман многое сделал для укрепления западнорусской митрополии. Гетман не упускал ни единого случая, чтобы выторговать у Польши те или иные уступки в пользу Православия. Благо, королевское правительство постоянно нуждалось в его мече. Сагайдачному принадлежит сочинение "Объяснение об унии". С его же именем связан и такой случай: "Пользуясь приездом в западную Русь Иерусалимского Патриарха Феофана, Сагайдачный умолял святителя восстановить православную иерархию на кафедрах, обращенных в унию. Долгое время просьбы гетмана и других радетелей церковного блага оставались безуспешными; Патриарх колебался, боясь создавать опасный конфликт между Православием и польским правительством, и не решался брать на себя последствий, какие могло вызвать его самовольное вмешательство в дела подвластных Польше областей. Ко времени цецорского поражения, когда Польша нуждалась в казацких силах более, чем когда-либо, Сагайдачный успел убедить колебавшегося Патриарха. 6 октября Патриарх Феофан посвятил Исаию Копинского на Перемышльскую епископию, а 9-го - Иова Борецкого на Киевскую митрополию; тогда же Туровская епархия получила православного епископа Аврамия, а несколько позже Полоцкая - известного Мелетия Смотрицкого. Так совершилось в конце 1620 г. восстановление православной западнорусской иерархии" [2].

Конечно, были в биографии Сагайдачного и другие эпизоды. Были его военные походы против Русского царства, в которых он и его воины вели себя далеко не по-джентльменски. Историк Вячеслав Кондратьев указывает: "Цитата из Бельской летописи: "А пришел он, Сагайдачный, с черкасы под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами, и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил, и храмы Божия осквернил и разорил, и домы все християнские пограбил, и многих жен и детей в плен поимал". Вы понимаете, что означает вторая выделенная фраза? Она означает "увел в рабство". И, скорее всего, продал тем же татарам или туркам. А это строки из Калужской летописи: «В 1618 году польский королевич от Троицкой Сергиевой Лавры велел гетману Сагайдачному идти под Калугу. Меркушка Соколовский, ушедши из тюрьмы, подвел Сагайдачного ночью к Калуге и берегом реки Оки к глухой башне, через которую вошли в острог, которой взят, сожжен и побито множество народа. Но так как люди в Кремле не сдавались, то Сагайдачный стоял под Калугою до самого замирения 1 декабря 1618 года. Казаки Сагайдачного, несмотря на продолжение тех переговоров, производили в Калужской области и в местах, прилегавших к Оке, разбои и опустошения: жителей вырезали, церкви жгли и все совершенно разграбили. Обыватели всех мест, где только являлись все истреблявшие шайки Сагайдачного, бросали свои жилища, и спасались только бегством в Москву толпами»".



Памятник Сагайдачному вывозят из Севастополя.

Так что для России Сагайдачный вряд ли может считаться национальным героем. Скорее, он - один из тех идолов советского пантеона, которые делали советский патриотизм 60-х - 70-х годов насквозь фальшивым и обрушили его в конце 80-х. Но всё же не будем забывать, что Украина в начале XVII века не являлась частью единого с нами государства, да Россия и не стремилась до Алексея Михайловича её присоединить. Так что Сагайдачный России был ничем не обязан. А вот его освободительный поход в Крым и его борьба за сохранение Православия в Украине заслуживают нашей (в том числе и русской) благодарной памяти. И конкретно в Крыму добрая память о нём была бы вполне уместна.

Представляется куда продуктивнее, если бы на фоне массового уничтожения в Украине памятников героям нашей общей истории новые, российские власти Севастополя продемонстрировали бы уважение к исторической памяти украинского населения Крыма, придав памятнику ту интерпретацию, которая подчёркивала бы общность, а не противоположность наших исторических судеб. Но этот шанс, к сожалению, не был использован.

Несомненно, украинцы найдут новое место для этого памятника. Жаль только, что будет теперь стоять эта аляповатая скульптура как памятник русско-украинскому противостоянию, а не православному подвижничеству.

PS. Комментарии отключаю, так как дискуссия под этим постом зашла в тупик, как и "война памятников" в Украине. А я не хочу ссориться с друзьями.

_________________________________________________________________________________

Примечания.
[1] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/109439/%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9
[2] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/109439/%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Православие, Крым, Политика, Украинский кризис

Previous post Next post
Up