Всех православных читателей моего журнала - с праздником Преображения Господня!
Господь, как повествует Евангелие, преобразился перед своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на горе Фавор. Преобразился, чтобы явить Свою Божественную Природу. И Лицо Его, как повествуется в Писании, просияло как солнце, а одежды Его сделались белы, как снег. Белые одежды в новозаветных текстах - символ святости, святости торжествующей, прославленной Богом в Своём Царствии. И именно в этих победных ризах является своим ученикам Господь Иисус, удостоверяя их в Собственной безгрешности.
Господу была изначально известна участь, Его ожидавшая. Изначально было известно, какими чаяниями окружает его иудейская толпа. Он знал, что даже многие из верующих в Него судят о Нём по-ветхозаветному, полагая обрести в Его лице земного царя. И Господь, разумеется, не мог не знать, как сильно будет разочарование людей, когда они увидят Его оплёванным, униженным, пленённым - а потом и Распятым, и Мёртвым. И вот, чтобы не соблазнились о Нём ученики Его, Он заранее являет им Свою Божественность.
Почему только им троим? Почему не всем? Мне трудно, не будучи ни монахом, ни богословом, судить о Промысле Господнем, но дерзну предположить: Господу было угодно, чтобы отношения между Его учениками были братскими. Чтобы строились эти отношения на всецелом доверии учеников друг другу. "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас", - не раз наставлял Спаситель Апостолов. А ведь истинная любовь немыслима без доверия. И истинная любовь исключает зависть. Поэтому - вот, смотрите. Эти трое знают всё, что Господь хотел открыть о Себе людям. А вы, оставшиеся, приложите своим душам труд поверить им и принять их свидетельство. Принять так, чтобы потом передать другим - и передать так, чтобы они вам в свою очередь поверили. Блаженны не видевшие, но веровавшие.
Выбор Апостолов был неслучаен. По объяснению св. Иоанна Дамаскина, приводимому современным богословом
Дмитрием Филиным, «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство (Мф. 16:17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (Деян. 12:2); наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1).»
На горе Фавор были ещё два персонажа Библейской истории. В момент Преображения Апостолам явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, беседующие со Спасителем. О чём они беседовали? О грядущем Крестном Пути Христа, о Его грядущих страданиях. В пору земной жизни этим ветхозаветным праведникам многое было открыто о предстоящем приходе Спасителя. Они потрудились ради обращения к Богу человеческих душ - и Господь сподобляет их величайшей награды, они видят исполнение того, во что прежде могли лишь верить. Преднареченный Спаситель явился.
Примечательно, что если Илия был в своё время взят живым на Небеса, то Моисей ушёл путём праотец своих. Он умер, как обычный человек. Религия Ветхого Завета молчала о посмертии, не давая никаких надежд своим адептам на благую вечность (Илия и Енох были, скорее, счастливыми исключениями из правил, нежели предметом для подражания). Лишь смутно пророки проговаривались об аде (шеоле), где обречены были томиться души умерших в ожидании прихода Мессии. Праотеческий грех закрывал им путь на Небо. Это молчание о посмертии, это отсутствие каких-либо благих обещаний на грядущую Вечность, породило в итоге секту саддукеев, отрицавших бессмертие души и всеобщее воскресение мертвых. И вдруг - Моисей. Умерший Моисей! Тот самый Моисей, даже могила которого не сохранилась! И он - живой, на горе Фавор, беседует со Спасителем! Какое прекрасное удостоверение о том, что у Бога все живы и никто не забыт! Какая сильная и радостная надежда для всех поколений будущих подвижников! И какая после этого видения должна была в Апостолах возникнуть уверенность, что Христос не оставит душ верных Своих во аде, что даже оттуда сильна извлечь человека Любовь Божия.
Итак, праздник Преображения оборачивается праздником исполнения веры и праздником надежды. Но как мы знаем, фаворское блаженство Апостолов рядом с Преобразившимся Спасителем было недолговечным. Грозный глас с Неба возвещает: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте!" Следуйте за Спасителем вашим, чью любовь и Божественную силу вы только что явно ощутили на себе. Куда же следовать? Вниз. Туда, где снова ждёт бездна людского страдания, и где уже молит о помощи несчастный отец бесноватого отрока. Не время предаваться радости. Вам был дан праздник - а теперь ваша миссия начинается. И дальше вниз - туда, где Господь, преданный и оплёванный, предстанет перед неправым человеческим судом, и те самые оккупанты, от которых, как многие надеялись, Христос пришёл избавить еврейский народ, без особых усилий осудят Его на смерть и без особых усилий казнят.
Вот это - тоже очень важный момент. Православие ставит перед человеком задачу обожения, уподобления Христу. И достигается это уподобление через следование за Христом. Преобразившийся на Фаворе Спаситель - Он же и Распятый, но Он же и Воскресший. И на иконах Воскресения Христова частенько рисуется в тех же белых блистающих одеждах, в каких предстал на горе Фавор. Вдумайтесь, какая надежда для всех нас! Через временные страдания, через временное добровольное самоограничение, через служение ближнему (а у каждого из нас рядом - свой "отец бесноватого отрока", надо только уметь вовремя его заметить) мы тоже можем стать причастны Божеству. И Тот, Кто вывел из ада древнего пророка Моисея, волен не только избавить нас от ада, но и прославить, даровать и нам свой собственный Фавор, пусть и меньший - ибо кто как Бог! И ещё Он может даровать нам то, о чём свидетельствовал Апостол Пётр, когда в восторге воскликнул: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Пётр свидетельствовал о радости Богообщения. И эта радость - вдумаемся - настолько его захватила, что он попросту забыл о себе. "Сотворим три кущи, - предлагает Апостол Пётр, - Тебе едину, и едину Моисеови, и едину Илии". А себе самому? Он об этом не думает. И никто не удосуживается даже вопрошать об этом - настолько захвачены радостью.
Да не пренебрежём этой радостью и мы, теперешние! Да не побоимся исполнить всё, что Господь повелит нам исполнить, и да сподобимся Его Милостью преобразить свою нынешнюю греховную природу в святость! Преобразившийся на Фаворе Святый Христе Боже наш, помози нам!