На фоне громких торжеств по случаю Дня Победы практически незаметной осталась дата 11 мая - день гибели одного из крупнейших деятелей Белого Движения Евгения Карловича Миллера. 22 сентября 1937 года Миллер был похищен советскими агентами, на пароходе "Мария Ульянова" вывезен в СССР и 11 мая 1939 года расстрелян. Перед смертью он неоднократно обращался к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбами прислать ему духовную литературу, а также позволить исповедаться и причаститься, но следователи НКВД ни одного из этих писем так и не передали по адресу.
Евгений Карлович Миллер
О Миллере говорить сложно. Он был одним из немногих убеждённых монархистов в рядах Белого Движения, одним из тех, кто неизменно сожалел о свержении императора Николая Второго и не стеснялся об этом говорить. Сегодня это определяет симпатии широких общественных кругов к его персоне.
Обстоятельства похищения Миллера заслуживают детективного романа. В похищении принимал участие бывший командир Корниловской Ударной дивизии, герой Гражданской войны Н.В. Скоблин и его жена Надежда Плевицкая, ставшие агентами НКВД. Однако, отправляясь на роковое свидание со Скоблиным, Миллер на всякий случай оставил прощальное письмо, позволившее изобличить большевицкого агента. Скоблину удалось бежать (впоследствии он был ликвидирован в Испании), а Плевицкая предстала перед французским судом и поплатилась за двоих. Но почему-то большинство авторов, пишущих об этом похищении, много внимания акцентируют на внешних аспектах этой истории - на изобличении Скоблина. И практически никто не обращает внимания на само прощальное письмо Миллера. А вот к нему-то и стоит приглядеться повнимательнее.
Записка Миллера гласила: «У меня сегодня в 12.30 часов дня свидание с генералом Скоблиным на углу улиц Жасмэн и Раффэ. Он должен отвезти меня на свидание с германским офицером, военным атташе при лимитрофных государствах, Штроманом и с Вернером, прикомандированным к здешнему германскому посольству. Оба хорошо говорят по-русски. Свидание устраивается по инициативе Скоблина. Возможно, это ловушка, а потому на всякий случай оставляю эту записку. 22 сентября 1937 г. генерал-лейтенант Миллер» [1].
Миллер в эмиграции
Все обращают внимание на то, что встреча организована Скоблиным и на то, что Миллер подозревает ловушку. И почему-то никто не акцентирует внимания на том, с кем же предстояло встретиться председателю РОВС. А встречу ему устраивали - ни много, ни мало - с официальными представителями гитлеровской Германии. На дворе - 1937 год, Гитлер уже 4 года у власти, он уже успел показать своё звериное нутро. Для чего собирался встречаться с гитлеровцами председатель РОВС? Да не для чего иного, как для поиска союзников в борьбе с коммунистическим режимом СССР. Таким образом, со стороны Миллера мы видим не просто одобрение нацистской агрессии против нашей страны (от чего столь энергично предостерегал Деникин), а целенаправленные попытки ускорить эту агрессию и направить её именно против нашей страны.
Миллер и сам испытывал профашистские симпатии. «Мы, чины РОВСа, - писал он в своём приказе от 2 января 1937 года, - являемся как бы естественными, идейными фашистами. Ознакомление с теорией и практикой фашизма для нас обязательно» [2]. Схожие мысли он развивал и в своей самой знаменитой работе - в статье "Почему мы непримиримы?". "Ни один эмигрант не имеет права что бы то ни было делать или говорить, что могло бы послужить на пользу большевикам, - писал генерал. - Ни один эмигрант не имеет права не сделать того, что в его возможностях и что может так или иначе нанести ущерб коммунизму... С этой мыслью нужно утром вставать и вечером ложиться спать, с этой точки зрения нужно расценивать каждый свой шаг, каждое свое слово... Никогда не делать того, что может порадовать общего врага. Все усилия против коммунизма, коммунистов и против коммунистической власти в Москве" [3]. Вдумаемся: "ни один эмигрант не имеет права не сделать того, что может так или иначе нанести ущерб коммунизму". Наносило ли ущерб коммунизму участие белоэмигрантских контингентов в Великой Отечественной войне на стороне гитлеровских захватчиков? Безусловно. И даже астрономическая сумма этого ущерба, который нам нанесло гитлеровское нашествие, давно подсчитана историками. То есть, по логике Миллера (напомню: он считал себя "естественным фашистом"), ни один эмигрант не имел права уклониться от войны на стороне гитлеровских захватчиков. А генерал Деникин, поведший себя ощутимо по-другому, в свете этих слов представал отступником.
Миллер (крайний справа во втором ряду) в окружении чинов РОВС
Таким образом, поневоле напрашивается вывод, что, ликвидируя Миллера, советское правительство защищало не только собственную власть, но и - объективно - территориальную целостность и независимость Государства Российского. Имело на это полное право. Более того - было обязано. При всех моих симпатиях к Белому Делу вообще и к белоэмигрантам в частности, я в данном случае не могу не признать, что Миллер объективно работал во вред собственному государству и в пользу его внешних врагов. А значит - и не могу осудить чекистов, устранивших эту угрозу.
Всё так... И всё-таки вернёмся к началу статьи. Миллер (в отличие от Власова и ему подобных) был человеком верующим. Набожным христианином, боявшимся умереть без исповеди и Причастия. Для него это не было пустой формальностью. Миллер, как показывает его биография, не был закрыт для покаяния. Когда союзники по Антанте бросили белый Север на произвол судьбы, вслед за ними вскоре позорно бежал и Миллер, не ударив палец о палец ради того, чтобы организовать эвакуацию своих войск [4]. А войска эти продолжали сражаться и погибать. Красная армия, стоявшая против них, находилась не в лучшем состоянии по свидетельству собственных комиссаров. При желании белые могли бы легко организовать эвакуацию, отправив тысячи вполне боеспособных солдат и офицеров через Европу на Юг, к Врангелю, или в Польшу, где Балахович формировал свою Русскую Народную Добровольческую Армию. Не было только воли, которая бы направляла их действия [5]... Но когда после похищения и гибели Кутепова мы видим того же Миллера во главе РОВСа, мы видим перед собой заботливого "отца-командира". "Миллер в первую очередь думал о более продуктивном бытовом обеспечении деятельности своего союза, о трудоустройстве и правовой защите офицеров и солдат", - пишет Н.Л. Калиткина [6]. Он словно бы старается загладить свою вину за брошенную в снегах под Мурманском и Архангельском армию.
Как знать - столкнувшись с реальными проявлениями нацизма на территории России, столкнувшись со страданиями народа и с массовым героизмом людей, поднявшихся на защиту своей Родины, не поменял бы Миллер своих взглядов на фашизм и перспективы сотрудничества с ним? Великий русский философ-белоэмигрант Иван Ильин тоже в своё время приветствовал приход к власти Гитлера - а в 1942 году в немецкоязычной прессе Швейцарии уже появляются его статьи о подвигах защитников Сталинграда. Судить об этом мы не в силах и не вправе. Господь не попустил Миллеру дожить до Великой Отечественной войны и узреть практическое воплощение того, о чём он мечтал. Зная, что у Господа всё промыслительно, мы можем предположить, что смерть в застенках НКВД избавила Миллера от страшного выбора, перед лицом которого оказалась в июне 1941 г. эмиграция. Миллер не подвергся искушению, которого он мог и не выдержать. Он ушёл в могилу с мученическим венцом. А мог бы уйти с клеймом предателя. Но от этой участи Бог его избавил.
______________________________________
Примечания.
[1] Калиткина Н.Л. Генерал-лейтенант Е.К. Миллер // Белое Движение. Исторические портреты: Колчак, Юденич, Семёнов... - М.: Астрель, 2004. - с. 397.
[2] См. напр.
здесь.
[3]
Отсюда.
[4] В момент ухода с русского Севера англичан и американцев можно было вывезти вместе с ними и русские белогвардейские войска - в Сибирь на помощь Колчаку или на Юг, к Деникину. Если же Миллер не считал, что положение на фронте с уходом интервентов становится безнадёжным - почему он сам в таком случае спустя несколько месяцев позорно бежал?
[5] Калиткина Н.Л. Указ. соч., с. 384 - 385.
[6]
Источник.