Воин, дипломат и святой в одном лице

Dec 06, 2021 23:04

... и всё это - святой благоверный князь Александр Невский, память которого Русская Православная Церковь совершает 6 декабря. К теме Средних Веков я не так уж и часто обращаюсь в своём журнале, но нынешний год - особый: в мае сего года Россия торжественно отметила 800-летие со дня рождения святого благоверного князья. Пройти мимо столь крупной даты для русского патриота, каковым я привык себя считать, было бы просто невежливо. В отличие от государственных деятелей периода Российской Империи, которым приходилось лишь крепить и поддерживать великодержавную мощь своей страны, Александр Невский правил Русью ослабленной и униженной, подпавшей под вассальную зависимость от иноверцев, но отнюдь не утратившей своей привлекательности для новых захватчиков. Поэтому с молодых лет князю пришлось совмещать в себе качества осторожного, расчётливого политика и безудержно отважного полководца, оставаясь при этом как перед людьми, так и перед своей совестью прежде всего набожным христианином.



Святой благоверный князь Александр Невский. Икона.

Будущий святой родился 13 мая 1221 года в Переяславле-Залесском, в семье великого князя Ярослава Всеволодовича. Он был вторым сыном в семье, а это обстоятельство не предвещало ему никакой блестящей будущности. Титул удельного князя - максимум, на что он с годами мог бы рассчитывать. Тем не менее, княжича активно готовили к будущему служению Святой Руси. Трёх лет от роду епископ Суздальский и Владимирский Симон при большом стечении народа торжественно посадил его на коня и препоясал мечом, что символизировало переход из детства в отрочество - как будто князь-отец предчувствовал, сколь рано проявятся в его сыне великие дарования. Впрочем, позднейшие историки выражали сомнение в этой истории.


Князя с детства окружала благочестивая атмосфера. Едва он научился говорить, его начали приобщать к молитве и к чтению священных книг, в первую очередь Евангелия и Псалтири, которая в те времена служила русским князьям утешением, укреплением и источником духовной и государственной мудрости. Летописцы свидетельствовали, что юный князь не жаловал шумных детских игр, предпочитая проводить время в молитве, чтении Писаний и благочестивых размышлениях, к чему особенно пыталась склонить его мать. Впрочем, князь Ярослав понимал, что сын его - в первую очередь воин Христов, и как таковой обязан быть умелым на поле брани. Александра учили скакать верхом, владеть мечом и копьём, уделяли много времени физическим упражнениям, без которых человеку Средневековья было бы просто не выжить.

Когда Великий Новгород, богатый в то время торговый центр Северной Руси, пригласил князя занять престол (князя в Новгороде избирало народное собрание, и оно же могло запросто отрешить его от должности, как президента в условиях демократии), Ярослав взял с собой двух старших сыновей, Александра и Фёдора. Александр с радостью начал постигать премудрость государственного управления, наблюдая за отцом. Но продолжалась эта школа недолго - вскоре князь Ярослав поссорился с новгородскими именитыми людьми (знатнейшими боярами и богатейшими купцами) и вынужден был покинуть город, оставив в нём править сыновей. В 1233 году неожиданно скончался Фёдор Ярославич, и Александр, что называется, остался за старшего.



Господин Великий Новгород в Средние Века.

С первых дней своего самостоятельного правления князь Александр оказался в довольно щекотливой ситуации. Новгородцы предпочитали, чтобы князь не выходил из их воли и последовательно проводил политику, выгодную "именитым людям". Князь же Ярослав, поддерживавший с сыном переписку, требовал, чтобы Александр продолжал его политику - а именно заботился об укреплении княжеской власти и не считался с недовольством местных. Александру же было всего 12 лет. Со столь юного возраста ему пришлось учиться управлять собой, скрывать свои чувства, подавлять желания, относиться к людям со снисходительностью и уважением, чтобы кротостью привлекать их на свою сторону - и иметь возможность действовать в духе наставлений отца. Большим подспорьем ему здесь стало христианское смирение, старательно взращиваемое с раннего детства. Кротость и благоразумие Александра снискали ему любовь новгородцев - очень скоро до Ярослава дошли сведения, что они с гордостью называют его сына "наш князь".

Немало пришлось Александру потрудиться и над тем, чтобы пресечь злоупотребления именитых горожан, несправедливо притеснявших городскую бедноту. Сам князь, по свидетельствам современников "был милостив сверх всякой меры", а своих дружинников и бояр наставлял: «От Бога получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этою властью. Оградив себя страхом Божиим, помня этот день всеобщего воздаяния каждому по делам его, со всею справедливостью производите суды; не смотрите на лица и положения тяжущихся, будьте одинаково внимательны как к богатому, так и к бедному. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите «нещадную» милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию». Больших усилий стоило юному князю примирение враждующих "партий" в Новгороде, но князь никогда не оставлял этих попыток.

Когда в 1230 году в Новгороде разразился страшный голод (очевидцы писали, что люди в отчаянии доходили до каннибализма), Александр, конечно, не мог решить проблему радикально - на это его средств не хватало. Но при его дворе всякий нуждающийся мог получить подаяние, а вдов и сирот он, несмотря на свой тогда ещё совсем нежный возраст, старался утешить и ободрить.



Александр Невский на фоне новгородских храмов.

Когда в 1237 году на Русь обрушилось ордынское нашествие, большинство русских городов оказалось разгромлено завоевателями. Раздираемая феодальными междоусобицами Русь не смогла организовать достойного отпора армии Батыя. Однако, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, войска Батыя повернули на юг - по молитвам новгородских святителей город был избавлен от разорения. В это время отец Александра, Ярослав Всеволодович, получил престол великого князя Владимирского. Чтобы отвратить от русских земель беду нового разорения, Ярослав лично явился в Орду, вёл переговоры с Батыем и сумел войти к нему в доверие. В результате этих переговоров Русь была обложена тяжёлой данью, но зато избавлена от набегов. Более того: ордынцы обязались оставить в неприкосновенности государственное устройство Русского государства и его Православную веру. Александр, разумеется, знал обо всём этом, однако вскоре его внимание было отвлечено от ордынцев новыми заботами: с запада Новгородской земле начали угрожать немцы и шведы.

Немцы держали в Прибалтике сильный военно-монашеский Тевтонский орден с его Ливонским ландмейстерством. Орден подчинил себе обширные территории и фактически превратился в государство. Его создание не в последнюю очередь было вызвано активизацией католического миссионерства среди прибалтийских племён. Однако любые попытки католиков строить на их землях монастыри и присылать туда епископов балты встречали "в штыки", прибывающих же епископов нередко просто убивали. Для защиты католической миссии в Прибалтике и был создан военно-монашеский орден со своим строгим уставом и собственной (не столько церковной, сколько военной) иерархией. С появлением тевтонских рыцарей дело католической миссии пошло куда энергичнее: теперь миссионеры при возникновении бунтов со стороны местных язычников могли найти себе убежище в замках ордена. Однако здесь интересы ордена и католических епископов пришли в столкновение с миссионерскими усилиями новгородского и псковского православного духовенства, также стремившегося обратить племена балтов в свою веру. В конце концов католикам пришла в голову мысль покорить папскому престолу не только балтийские племена, но и православную Северную Русь. Эта мысль была оформлена папской буллой, а папское распоряжение, в свою очередь привлекло к союзу с орденом Шведское королевство.



Тевтонские рыцари в XIII веке.

В преддверии нового нашествия князь Александр, которому едва исполнилось 18 лет, озаботился тем, чтобы достойно его встретить и отразить. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя, тем самым скрепив союз Новгорода и Полоцка, тем более, что Полоцкому княжеству уже несколько лет приходилось отражать натиск с Запада. А затем начал возводить крепости на западных рубежах новгородских и псковских земель. К сожалению, времени на эти приготовления у князя Александра было мало.

В 1240 году шведский отряд высадился в устье Невы. Шведов вдохновлял успех ордынского нашествия: зная, что Русь лежит в руинах, шведы рассчитывали, что великий князь не сможет подать помощь своему сыну. О подлинной численности этого отряда и его военных возможностях современные историки спорят, однако нет никаких сомнений (в чём я согласен с мнением современного историка Антона Кизима - antonkomnin), что шведы имели в планах укрепиться в устье Невы, создать там свой форпост. Этот форпост в дальнейшем вполне мог бы стать опорой шведской колонизации, как стали опорой католической миссии замки ливонских рыцарей. Шведы, в отличие от тевтонцев, несли с собой идеи светского феодализма, религиозной экспансии им было мало - им нужны были зависимые крестьяне, с которых можно было бы драть оброк и заставлять пахать на своих фольварках. Но чтобы это подчинение вышло надёжнее - папскую буллу шведы собирались исполнить неукоснительно.

Примечательно, что ни в Новгороде, ни во Пскове католики никаким притеснениям не подвергались. Поскольку оба города считались ганзейскими, они вели активную торговлю с Западной Европой и для удобства приезжих немецких, шведских и датских купцов содержали у себя католические храмы. Русь была готова к компромиссу - но только не ценой отказа от отеческой веры. Поступаться Православием русские не собирались. Собрав войска, Александр Ярославич 15 июля 1240 года атаковал шведский отряд в устье Невы и разгромил его, причём не только лично участвовал в атаке, но и ворвался на флагманский шведский корабль, где сразился с предводителем вражеского войска ярлом Биргером и ранил его. Примечательно, что ночь перед выступлением из Новгорода князь провёл в горячей молитве, прося у Бога рассудить его с дерзким захватчиком.

Святитель Димитрий Туптало рассказывает также о чуде, предшествовавшем Невской битве. Старейшина одного из местных финно-угорских племён Пелгусий, обращённый в Православие, имел от князя Александра поручение держать ночной дозор. О том, что было дальше, лучше святителя Димитрия не расскажешь: "При восходе солнца Пелгусий услышал со стороны реки шум от приближающегося судна и, думая, что это враг, удвоил свою бдительность. Гребцы покрыты были как бы мглою, скрывавшею их лица. Видны были только два витязя, стоявшие в лодке. Светлые лица их и одежды показались как бы знакомыми Пелгусию; и вдруг он услышал голос, подтвердивший его предположение, рассеявший все его сомнения, радостью наполнившими его душу. Старший из витязей, обращаясь к младшему, сказал: «Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу». Это были преподобные страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб, которых молитвенно призывал на помощь благоверный князь Александр". Ободренный этим видением, князь Александр решился в тот же день атаковать неприятеля.



Невская битва: русское войско атакует шведский лагерь



Невская битва. В центре картины - князь Александр Невский,
поражающий копьём ярла Биргера.

Шведская экспансия на русских землях временно была остановлена. Однако оставалась папская булла. И уже вскоре на псковских землях явились тевтонские рыцари вместе со своими новыми союзниками - датскими феодалами. Орден был очень опасным противником - воины-монахи, отрекшиеся от всего в жизни, кроме религии, были готовы сражаться до последней капли крови, но наказ папы римского выполнить и покорить северо-русские земли ватиканскому престолу. В русской историографии, а особенно в беллетристике и художественном кинематографе образ тевтонских рыцарей обычно демонизируется, из них лепят каких-то протофашистов, уничтожавших на своём пути всё живое. В действительности на завоёванных землях рыцари действовали довольно гуманно - но вот искоренить Православную Церковь они были готовы со всей возможной решительностью.

К этому времени князь Александр успел поссориться со знатнейшими новгородцами. Его долгая примирительная политика не всем нравилась, "именитые горожане" предпочитали бы видеть в князе не арбитра, а послушную марионетку. Оскорблённый в лучших чувствах, князь Александр покинул Новгород и переселился в свой родной Переяславль-Залесский. Однако всё переменилось после того, как тевтонские рыцари овладели Изборском и Псковом, разорили ряд построенных Александром крепостей, а сами начали возводить на Неве свою крепость - будущее Копорье.



Крепость Копорье, современное состояние.
Эти стены и башни построили не рыцари - немецкая крепость была деревянной,
и Александр Невский после штурма приказал разрушить её.
Нынешее Копорье построили русские при потомках Александр Невского.

Именно это переполошило знатных новгородцев. Рыцари отрезали их от моря, пресекая их торговлю, городу грозили убытки - и "именитые новгородцы" мигом забыли свои обидки. И помчались в Переяславль гонцы звать Александра обратно на княжеский престол. Делегацию новгородцев возглавил местный архиепископ - новгородцы знали чувствительные струны души своего князя, знали, кто лучше всего сможет его уговорить. Александр Ярославич долго себя уговаривать не заставил - но не потому, что отождествлял собственные интересы с интересами новгородских толстосумов, а потому, что о смертельной угрозе Православию, идущей с Запада, он помнил с 1239 года. Интересы Церкви, чистоту веры князь всегда ставил выше своих личных чувств.

Александр объединил свою дружину с новгородским ополчением, вызвал к себе на подмогу из Владимиро-Суздальской земли своего брата князя Андрея и в марте 1242 года освободил сначала Псков, а после и Изборск. Копорье тевтонцы как следует укрепить не успели, и Александр овладел этой крепостью без особого труда. 5 апреля 1242 года войско князя Александра Невского встретилось с войсками Тевтонского ордена на льду Чудского озера, где тевтонцы потерпели оглушительное поражение благодаря грамотным полководческим решениям, принятым Александром. Свои основные силы - собственную конную дружину и дружину князя Андрея он скрытно расположил на флангах, а впереди поставил мощный строй своей тяжёлой пехоты, прикрыв его "завесой" из лучников и арбалетчиков. Тевтонцы, атаковавшие русские порядки, по своему заведённому обычаю, клином, увязли в этом построении и в самый неожиданный момент были атакованы во фланги конной дружиной. Подробности этой битвы я описывал здесь.



Ключевой момент Битвы на Чудском озере: русская конница врезалась в ряды рыцарей,
увязших в схватке с новгородскими пехотинцами



Александр Невский конвоирует в Псков пленных тевтонских рыцарей.

Победы Александра Невского над шведами и Тевтонским орденом надолго оградили Северную Русь от нашествий с Запада. Теперь можно было не опасаться грозной папской буллы и не бояться за Святое Православие. Мир с Орденом был заключён по инициативе самих рыцарей и на условиях, выгодных новгородцам. Примечательно, что князь не стал требовать от Ордена территориальных уступок, довольствуясь тем, что его воины оградили рубежи Русской земли. Александр был по-прежнему готов жить с католиками в мире - при условии, что на каноническую территорию Русской Православной Церкви они зариться не будут.

Однако свои победы над шведами и Тевтонским орденом князь Александр одержал, едва достигнув своего 21-летия. Его путь только начался...

Продолжение следует.

Наши святые, Александр Невский, История Отечества, Средние века

Previous post Next post
Up