Сегодня смеюсь! Сегодня - "Да здравствует!"

Dec 25, 2012 23:19

Так получается, что сегодня я вынужден, начав за упокой, кончать за здравие. И причина этого - 2012 год. Я высказал своё крайне негативное отношение к празднованию так называемого "католического рождества" (которое в России является, скорее, баптистско-адвентистским). А теперь хочу поздравить всех читателей своего блога!

Итак. Всех, кто меня видит, всех, кто меня знает, всех, кто сие читает - С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

Нет, автор не оговорился, не упоролся и не бредит. Всех, кто сие читает, я поздравляю с днём победы над Наполеоновской Францией в 1812 году. Именно 25-го декабря 1812 года император Александр Благословенный издал высочайший манифест об окончании войны.



Александр I Благословенный в кавалергардском вицмундире.
Мне могут возразить: дескать, 25 декабря по старому стилю... Да, не спорю, но об этом немного впереди.

Текст манифеста гласил:


"Объявляем всенародно. Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских держав страшные силы и подвигаемый алчностью завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.

Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростью вступавшего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой и обещать Царству Нашему, что Мы не упустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле Нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.

Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови её умножался в ней дух мужества, с пожарами градов её воспалялась любовь к отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, только же пылающую любовь к отечеству, только любовью к Богу.

От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли слыханные. Да представят себе собрание с двадцати царств и народов, под единое знамя соединенные, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полторы тысячи пушек следовали за ним. С сим только огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется и начинает повсюду разливать огонь и опустошение.

Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы, и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «я видел нечестивого превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его уже не стало, и искал я места его, и не нашел». По истине сие высокое изречение совершилось во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.

Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших.

Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у сего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.

Итак, да познаем в великом деле сем промысел Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах Наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и воронам!

Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем! Пойдем благостью дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к нему путем, в храм святости Его, и там, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излитые на наше щедроты и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами, и прекратит брани и битвы, ниспошлет к нам, побед победу, желанный мир и тишину".




"Неприятель почти истреблён", - рапортовал Кутузов. Народная молва усилила эти слова, донеся их до наших дней в несколько ином виде "Война окончена за полным истреблением неприятеля". Старый фельдмаршал полагал, что на этом и стоит остановиться: наученный горьким опытом Наполеон вряд ли отважится на новую интервенцию в Россию, а сильная Франция с Наполеоном во главе способна служить хорошим противовесом хищническим устремлениям Англии. Молодой император проявил большую дальновидность и большую верность наставлениям великого Суворова, говаривавшего: "Недорубленный лес опять вырастает". Россия , проводящая независимую от Франции внешнюю политику, всегда будет костью в горле Наполеона, а человек он целеустремлённый, да и силы Франции ещё отнюдь не подорваны. Сказывались и родственные чувства к западноевропейским монархам, свергнутым Бонапартом с престолов, и старые личные обиды, и подзуживания немцев-эмигрантов, мечтавших с помощью России освободить от вражеского ига своё отечество. Так или иначе, но Кутузов, скрепя сердце, был вынужден отдать приказ о переходе государственной границы России: "Не останавливаясь среди геройских подвигов, мы идём теперь дальше. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата. Они жгли дома наши, ругались святынею... Будем великодушны. Положим различие между врагом и мирным жителем".
             Кутузов умер в 1813 году. Заграничный поход протекла уже без его участия. Но завет фельдмаршала был русской армией неукоснительно исполнен.
          Так что всех, кто заглядывает в мой блог, я сердечно поздравляю с 200-летней годовщиной окончания Первой Отечественной войны. И, как обещал, подвожу итоги начатой мною в этом году акции "Не отдам победу". Всего за это время мною в ЖЖ было опубликовано 36 материалов различного содержания, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Часть материалов были мои, авторские. Часть я позаимствовал у других пользователей социальных сетей. Часть была мне любезно предоставлена авторами и правообладателями для публикации. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто вольно или невольно содействовал мне в проведении данной акции.


Во-первых, протодиакону Андрею Кураеву, подавшему мне идею рубрики "Моя история меня бережёт" (хотя сам отец Андрей, скорее всего, об этом не догадывается)
Во-вторых, священнику Александру Цыганкову и иеромонаху Варлааму, которые независимо от меня начали поднимать в своих ЖЖ тему Отечественной войны 1812 года, и чьими материалами я активно и внаглую пользовался.
В-третьих, Юрию Николаевичу Агещеву за моральную поддержку моей идеи и любезно присланные материалы.
В-четвёртых, блоггеру, пишущему под псевдонимом Sssshrek, также поддержавшему мою идею и приславшему ряд ценных ссылок.
В-пятых, иеродиакону Феодориту (Сеньчукову) и Максиму Курепину, регулярно читавшим мои материалы.
И всем остальным, кто их читал, о ком я знаю или не знаю. Храни вас всех Бог! И с праздником!

И в заключении - о том, почему я пренебрегаю разницей календарных стилей. Вообще-то в традициях Православной Церкви принимать в свой богослужебный календарь даты светских и языческих праздников, наполняя их новым, христианским содержанием, чтобы избавить своих новообращённых чад от языческих рецидивов через разрыв праздничного общения. Думаю, государство могло бы сейчас пойти тем же путём. С некоторых пор в наших СМИ стало модой пропагандировать празднование "католического рождества", которое, с учётом Рождественского поста, приобретает характер не просто чужебесия, но прямого кощунства. Представляется, что государство, учредив 25 декабря праздник в честь победы над Наполеоном, дало бы прессе более полезную тему для обсуждения. А заодно - показало бы своё отношение к заимствованию чуждых обычаев. А поговорить о рождественских традициях разных народов - тема действительно прелюбопытная - и 7-го января можно.

PS. Конечно, я не собираюсь бросать тему Первой Отечественной войны и в дальнейшем. Ряд материалов я собираюсь ещё выложить по этой теме до конца текущего юбилейного года, чтобы достойно его завершить. Буду возвращаться к данной теме и в дальнейшем, хотя уже и не так активно - нас ждут другие, не менее интересные темы. До новых встреч!

История Отечества, Наполеоновские войны, Гроза 12-го года

Previous post Next post
Up