Обошедшая пол-ЖЖ цитата: "По моему глубокому убеждению, уровень культуры измеряется все-таки не тем, что ты "жи-ши" пишешь через "и", а тем, как ты чувствуешь нюансы родного языка, насколько образно мыслишь, насколько твоя речь передает то, что хочешь выразить. Насколько глубоки твои чувства и насколько ценны твои мысли" описывает ситуацию совершенно стандартную. Вопросы о том, насколько нужны "жи-ши", следует ли много читать, позволительно ли не уступать старикам место в транспорте и т.д. сами по себе не имеет никакого смысла, зато факт их появления говорит о многом. На такого рода "а можно ли?.." часто отвечают с ударением на первом слове: "вам можно все".
Мне такой "тип" (класс?) ситуаций стал в свое время понятен, как это ни смешно, на примере взаимоотношений с женщинами.
Рассуждения типа: "мое отношение к тебе измеряется не тем, насколько пунктуально я помню, какие духи ты просила ни в коем случае тебе не дарить" пресекаются моментально. И это правильно, ибо не должен вести разговоры о готовности пожертвовать всем во имя абстрактной Великой Любви тот, кто ленится всего лишь напрячь память ради конкретной женщины (чуть было не написал "возлюбленной", но вовремя распознал нелепый анахронизм).
Я говорю это не шутки ради. Это схема. На самом деле
m_aksenova, сама того не понимая, явила собой пример совершенно хрестоматийный. Первым этапом при (само)разрушении любой традиции становится появление вопроса: а на фига нам все эти условные "жи-ши". Эта мысль выглядит совершенно здравой, если не знать исторической перспективы. Сначала появляется вопрос: "зачем учиться рисовать, если главное в живописи - передать настроение", после этого появляются импрессионисты, а потом быстро исчезает умение рисовать. После чего новые импрессионисты уже не появляются.
Мысль о том, что в системе, которую мы еще вчера поддерживали автоматически, есть что-то лишнее - всякие правила, ритуалы, - никогда не появляется просто так. Эта мысль - симптом того, что ты уже не хочешь поддерживать систему во всей ее полноте, что система перестает быть для тебя самоценной. И чем ни оправдывайся, как ни уверяй других и себя, что жертвуешь Условностью ради Сути, все эти отбрасываемые мелочи на поверку оказываются частями разлагающегося целого. Да и в самом деле: на каком-то этапе человеку не лень было ходить по десять лет в учениках да подмастерьях или вызнавать всеми правдами и неправдами, чем порадовать свою даму к 8 марта. Потом стало лень.
Возвращаясь к начальной цитате, замечу, что уровень культуры действительно не измеряется конкретными навыками, но он, и об этом часто забывают, измеряется желанием потратить силы, время и душевную энергию на получение этих навыков.
Если есть желание учиться или хотя бы посожалеть о том, что не выучился - есть и культура, пусть не в тебе самом, но где-то рядом. Так у меня, например, нет музыкального образования, я не умею писать стихи и не обладаю достаточным запасом знаний, чтобы принять участие во всех интересных мне обсуждениях. Но в этом качестве я, вместе с многими другими, успешно формирую круг почитателей чужих талантов - жизненно необходимую для культуры вещь. Со временем такой круг начинает распадаться. Сначала на смену сожалению появляется бравада своим незнанием, а затем равнодушные вопросы о нужности "жи-ши". И тогда уже на "можно ли писать через Ы?" приходится отвечать: "вам - можно". А что еще тут скажешь.