Фламенко и продолжающие: «кризис среднего возраста» учеников. Часть 2.

Dec 10, 2015 21:22

Начало - здесь: http://mika-holedoh.livejournal.com/77065.html
«Это не ваш уровень. Зачем вы пришли сюда?» - задает вопрос один из самых популярных преподавателей фламенко Бетанзос.
Другой обычной причиной разочарования является преждевременный переход к танцам более высокого уровня. Это может случиться из-за глупости учителя, который слишком оптимистично смотрит на возможности своих учеников. Или если учитель - боец по натуре и судит о других людях по себе, то считает и своих учеников бойцами, которых достижение невозможного будет стимулировать. На деле может оказаться, что завышенные требования учеников не только не стимулируют, а, наоборот, расплющивают своей недостижимостью.
Это может быть ошибка самого ученика, когда он решает взять более сложный материал. Бойко пишет: «Это, в общем-то, также является следствием вышесказанного: людям хочется чего-то нового, необычного, загадочного, да поскорее. Между тем, никто не может извне вложить в человека того, для чего у него ещё не развился необходимый орган восприятия. Птенца, у которого ещё не отрасли крылья, опасно учить летать. Какое-то время первоначальный интерес и самолюбие не позволяют бросить занятия (или вернуться к предыдущему уровню, что было бы самым правильным решением), но потом усталость и безысходность побеждают, и человек бросает занятия под тем или иным предлогом». Объяснения для себя и окружающих придумываются разные, глубоко психологические, или, наоборот, чисто жизненно-бытовые, но суть проблемы в одном: слишком рано пытаться овладевать танцами более высоких уровней не следует!
Исключение составляют люди, которые сознательно ставят цель - добиться бОльшего через работу на уровне, который на порядок выше их уровня. Есть такие. Они приходят и берут материал, который еще вчера был им не по плечу; с боем, намного дольше, чем те, кто соответствует уровню уже сегодня, но берут. Для таких - это лучший способ обучения.
Учитель как проблема
- Ученику кажется, что преподаватель не развивается. Естественно, каждый человек воспринимает учителя через свои иллюзии и проецирует на него свои иллюзии, считает, что учитель такой же в чём-то, как и он.
Эту иллюзию могут создать все выше- и нижеперечисленные причины. Происходит подмена ситуаций: например, ощущение собственной усталости, собственной стагнации приписывается учителю, как будто он страдает этим. Или так называемый «кризис рутинной работы». Когда происходит долгая отработка одного и того же элемента; ученику кажется, что ни учитель, ни группа, ни он сам не двигаются дальше. На самом деле учитель видит, что элементы, над которыми идет работа, не совершенны ни у группы, ни у этого ученика, поэтому долго не дает новый материал - до тех пор, пока не будут отшлифованы старые элементы. Ученику же кажется, что у этого преподавателя скучно, или что ему больше нечего дать, что он сам "не развивается". Проанализируйте, нет ли подмены ситуаций.
- Преподаватель развивается не в том направлении, которое на данный момент важно ученику. Предположим, преподаватель в данный момент времени делает упор на отработку базовой техники дробей в группах, и сам развивается в этом направлении, а ученику важно сейчас поработать с аксессуарами. Реализовывать ли свою мечту, если она идет вразрез с представлениями учителя? Да, безусловно. Даже если вы допустите ошибку. Например, ваш преподаватель видит, что вам сейчас важнее отработать правильную постановку plante, прежде чем гнаться за работой с бастоном. Предположим, он прав, и ваше преждевременное желание станет вашей ошибкой. Но это ваша ошибка, и вы должны ее сделать. Если вы не достигнете своей мечты, то у вас возникнет внутренний конфликт. Одна из функций преподавателя - не запрещать человеку делать ошибки, а вытаскивать человека, когда он сделал ошибку.
- Учитель действительно останавливается в своем развитии. Ученик начинает замечать, например, что он пластичнее своего учителя, техничнее его в дробях, достовернее в проявлении эмоций, больше знает о фламенко; идеально, легко и быстро усваивает хореографию учителя так, что она кажется ему слишком простой. Ученик понимает, что его хореография или исполнение лучше воспринимаются публикой, чем хореография и исполнение учителя. Сам ученик лучше видит и объясняет свои ошибки, чем учитель. И т.д. Однако нужно исключить ошибку, связанную с самомнением. Как избежать самообмана по поводу быстроты собственного развития, по сравнению с учителем? Можно прямо спросить своего преподавателя: его устраивает, как вы танцуете; у него есть что исправить в вашем фламенко; ему есть что лепить из вас? Можно собрать и проанализировать независимые мнения со стороны: своих коллег по цеху, и прежде всего, мнения зрителей. Если ваши товарищи щелкнут вас по носу и скажут: «Ты, правда, считаешь себя таким крутым?», лучше призадуматься. Если не щелкнут, и вы сами чувствуете, что вам нечему научиться у преподавателя, от него надо уходить.
-  Замечания учителя вызывают у вас сильное внутреннее сопротивление, до состояния конфликта. Это весьма изматывающая ситуация, которая также может привести к кризису по отношению и к учителю, и к фламенко.
Обычно задевает то, что действительно болит. Внутренне сильное сопротивление происходит, когда касаются каких-то вещей, которые действительно нам мешают. Это значит, что попали на ваше больное место, и надо обратить внимание и разбираться, за что задели. Чем точнее и сильнее попадают учителя в вас, тем сильнее может пойти работа, при условии вашего согласия. Однако многие не могут выдержать даже средних темпов работы. Их никто и не трогает, потому что это процесс обоюдный, и надо делать с человеком только то, на что он способен. Но если вас «теребят», задевают, значит пока еще верят, что вы способны добиться лучших результатов.
Неисправленные ошибки, незавершенные действия и чувство вины.
«Не расправлен плечевой пояс, локти то и дело проваливаются; корпус ригидный; вместо нужных мышц и частей тела работают - какие попадутся; вместо четкой дроби - беспорядочный горох?, «зажевываются» таконы опорной ноги и т.д.» - из занятия в занятие нудит учитель.
Даже если ученик давно уже привык к этим словам учителя, как к надоедливому жужжанию, на которое он согласно кивнет и продолжит дальше жить со своей неисправленной ошибкой, все равно подспудно у человека формируется ощущение какой-то недоделанности и соответственно чувство вины. И вот это чувство вины, вызванное соглашательством с собственной ленью, отнимает у ученика огромное количество энергии, делает его усталым, бесцветным, разочарованным в учителе и во фламенко вообще.
Человек как будто устает сам от себя в танце, потому что самые важные вещи у него не получаются, самые главные победы над собой не совершаются. Но зато: «Мы будем учить новый танец! Ура, ура, ура!» Идет гонка материала: еще, еще, еще, а выступать??? Горе тому учителю, в том числе и мне, который, пойдет у своих учеников на поводу, будет развлекать их, подкидывать в жаркую топку новые танцы, «прикольные ништяки» в хореографии и организовывать много тусовок! Жертвуя временем, которое предназначено для трудных и больших побед своих учеников над самими собой.
Создается такое ложное ощущение, что жизнь фламенко-группы как бы бурлит: новые движения, направления, выступления, праздники. А ученик выгорает, тоскливыми глазами смотрит на своего учителя и до последнего надеется, что тот вернет ему былую эйфорию от фламенко. А если не вернет, ну и в пень такого учителя! Неправильный учитель.
Дело-то простое. Чувство вины не обманешь, это оно нашептывает, что настоящей победы, настоящего уровня нет. Это оно отсасывает кровь у эмоций, у любви к фламенко, создает фламенко-реальность, в которой все воспринимается приглушенно, неярко, как «сквозь вату».
Всколыхнет на какое-то время это болото новая школа, новый преподаватель, но с годами и в отношении с ним у ученика приключится та же история.
Вся энергия направляется на переваривание вот этого ощущения незавершенности работы с индивидуальными ошибками. Это те самые «хронические» недостатки, с которыми ученики не прощаются годами, которые почему-то откладываются «на потом». Это могут быть недостатки, связанные с жизненными установками, характером, анатомическими особенностями учеников. Все в курсе, что недоделанные дела ложатся мертвым грузом на шею и отнимают энергию. Почему об этом забывается, когда речь идет об исправлении ошибок в танце? Необходимы не новые танцы, а победы над своим телом и собой, которые позволят перейти на следующий уровень мастерства. Нужно просто хотя бы один раз очень серьезно отнестись к привычным замечаниям учителя. Когда он в очередной раз укажет вам, предположим, на вашу сутулость, раз и навсегда примите решение выпрямить спину, и с этого момента день за днем вырабатывайте новую привычку. Хотя бы корсет носите.
Что делать, если проблема нерешаема, недостаток исправить невозможно?  На самом деле это вам так кажется. Ваш преподаватель почему-то верит в то, что вы можете исправить этот недостаток. Он же стоит рядом с вами, ставит  вашу руку правильно. Повторяет этот «трюк» с вами несколько раз. Т.е. ваше тело может это сделать и 1, и 2, и 3 и больше раз, и вообще всегда может сделать, а вы при этом утверждаете, что не можете? «Проблема нерешаема» - значит, что этот вопрос человек не хочет решать. Любой вопрос - это ваше определенное убеждение. Если вы решили это убеждение заменить, то ничего вам помешать не может, потому что вы решаете это сами с собой, больше никого нет. Бывают инвалиды, у них могут быть протезы. Здесь могу согласиться, что проблема в какой-то степени нерешаема, но не абсолютно. В остальных случаях - упрямство, лень, отсутствие мотивации.
Создайте настрой. Он должен быть таким: или умру, или одержу победу. Без такого настроя вы не двинетесь с места, даже если над вами будет колдовать не рядовой провинциальный учитель, а целый гуру дзен-фламенко.
Завершите недоделанное, учитель перестанет шпынять вас за этот недостаток, вас самих перестанет мучать чувство вины и собственного несовершенства, появится удовольствие от достижения, прибавится уверенность в себе, освободится энергия для более важных задач. Чем труднее победа, тем больше она дает энергии и чувства собственного достоинства.

фламенко

Previous post Next post
Up