Мой любимый, родной донор и кровопийца, то «полнеющая», то «худеющая», то опять полнеющая человеками и ресурсами «БАНДАДА», с ее веселыми крутыми виражами, дает мне ценнейший материал для размышлений на вечную тему взаимоотношений учителей и учеников. Статья предназначена тем, у кого за спиной есть солидный ученический опыт, и почти ничего не даст новичкам, которые только-только пришли во фламенко. Хотя у начинающих тоже есть свои кризисы, но о них - как-нибудь в следующий раз.
Созрев уже давно, эта статья окончательно оформилась, когда я нашла аналогичную по теме и смыслу работу Бориса Бойко, президента Региональной Федерации цигуна и ушу - «Опасности «кризиса среднего возраста» в школе боевых искусств». Неожиданно оказалось, что проблематика, с которой сталкиваются танцевальные школы и школы боевых искусств, во многом совпадает. Многие вещи мне даже не пришлось с нуля формулировать, поэтому периодически цитирую Бойко.
Кризис среднего возраста в обучении фламенко - это почти то же самое, что просто кризис среднего возраста, только в отдельно взятой, узкой отрасли. Только место биологического возраста у нас займет ученический стаж. Перечислим стандартные признаки кризиса. Многое из того, что раньше нравилось и приносило радость, может вызывать нейтральную реакцию или даже апатию, теряется интерес ко многим, ранее значимым, сторонам жизни. Часто происходит отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими. Меняется круг референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей, а не тех, чье мнение было авторитетным раньше. Меняются ценности, вкусы, приоритеты. Усиливаются конфликтность, оппозиционность, апатия. В том, что человек стал другим, обвиняются окружающие. Все это может быть приправлено опустошенностью и депрессией.
Бойко пишет: «На определенном этапе занятий у людей наступает чувство неудовлетворённости, ощущение застоя и снижение интереса к занятиям. Вот человек с удовольствием и энтузиазмом занимается 2-3 года, а потом вдруг начинает посещать тренировки нерегулярно, а то и вовсе пропадает на длительный срок. На первых порах ученики получают много нового, интересного и незнакомого. Этот этап длится, как правило, 1-3 учебных года - продолжительность его у разных людей может различаться в зависимости от интенсивности и регулярности занятий. Новички занимаются с интересом, воодушевлением, многие решают, что эти занятия станут постоянной и важной частью всей их жизни. Однако у некоторых через какое-то время наступает стадия «привыкания к хорошему».
Причин несколько.
Сразу опустим 2 важные причины: пресыщение преподавателем/танцами и хроническая усталость ученика. Эти причины не имеют отношения конкретно к фламенко. Эти вещи могут быть в любой сфере - в личной жизни, в работе. Яркий пример - стадия семейных отношений, при которой наступает привыкание людей друг к другу, ценность отношений снижается, вторая половинка становится чем-то вроде домашних тапочек, которые надеваешь по утрам на автомате и замечаешь только их отсутствие. К сожалению, в определенный момент и в отношениях «учитель-ученик» появляется «замыленный взгляд» друг на друга. Даже если преподаватель меняется и развивается, есть вещи, которые в нем остаются прежними. Предположим, его профессиональный уровень повышается, но танцевальный лексикон остается неизменным. Или манера преподавания может меняться, но индивидуальный «авторский» стиль хореографии сохраняется (т.е. из года в год те же связки, хотя и более высокого уровня) и т.д. Обычное привыкание и обесценивание отношений, которые когда-то были в новинку и дороги.
Негативным фоном может стать хроническая усталость ученика. Это может быть общая замотанность (работа, семья, на которую накладывается еще необходимость регулярных занятий танцами). В состоянии хронической усталости вообще ничего не мило, а при депрессии так и любая, даже когда-то нежно любимая деятельность, вызывает отторжение, вплоть до того, что само тело не хочет двигаться. Отдыхать и давать себе возможность соскучиться нужно в отношении любой деятельности, будь то работа или хобби.
Все это вещи общие, житейские, универсальные. Поэтому пробегаем мимо них, просто констатируя: они есть, но справиться с ними вполне возможно. Возьмем более частные причины кризиса, которые связаны с обучением танцам.
Неумение адаптироваться к новому этапу обучения (при переходе из статуса ученика в статус старшего ученика). Скачущая в противоположные стороны самооценка ученика дает 2 варианта развития событий.
1. Новизна утрачивается, первоначальная эйфория проходит и людям начинает казаться, что ничего нового не происходит, что танцевали фламенко на определенном уровне они всегда, что они делают одни и те же движения, которыми уже давно овладели, а ничего необычного и интересного на занятиях не даётся. И вслед за этим, порой, возникают сомнения, затем метания, поиски лучшего и нового в окружающем пространстве, которые обычно заканчиваются полным унынием и прекращением занятий, либо превращаются в поиски новых впечатлений, бесконечное коллекционирование новых видов хобби.
Чаще всего такое настроение возникает у людей, посещающих занятия нерегулярно, делающих перерывы в занятиях и мало занимающихся дома. Через 2-3 года им начинает казаться, что они уже достигли определенного уровня, что они стали «старшими учениками», но в награду за такой «подвиг» ничего не получают - никаких новых секретных техник, причудливых методик, множества оплачиваемых выступлений, и вынуждены «топтаться на месте».
Они забывают, что серьёзный успех в любом деле приходит только в результате долгого, сосредоточенного, непрерывного труда и усилия над собой.
Само по себе календарное время (количество лет) занятий не является решающим фактором. Важно не сколько лет занимался человек, а как часто и интенсивно он занимался. Причем человек может регулярно и много посещать занятия фламенко, но во время самих занятий щадить себя, не выкладываться полностью, не побеждать собственное тело, а потакать его «хотелкам и нехотелкам».
«В первый год обучения люди постоянно получают массу новой информации и занимаются в большой степени на энергии учителя», они заражаются «отраженной» любовью своего учителя к фламенко, учатся любить фламенко через учителя и с помощью чужой хореографии. «Поэтому прогресс идёт быстро, ученики довольны, учитель любим и уважаем. Затем наступает привыкание к новому уровню возможностей, они уже не воспринимаются как чудесные, и тут наступает пора, когда требуется работать уже на своих собственных ресурсах. В тебя много вложили, научили, дали направление - и теперь надо самому упорно трудиться (под контролем и с помощью тех, кто уже прошёл этот путь), чтобы продвигаться дальше, к новому уровню, когда опять можно будет воспринять что-то кардинально новое. Но не все, к сожалению, это понимают: у некоторых побеждает привычка к иждивенчеству и ожидание всё новых удивительных подарков и развлечений. Необходимо чётко осознать, что после того, как человек получил солидный энергетический фундамент для своей практики, дальнейшее зависит уже в большой степени от него самого - от его упорства, преданности выбранному пути и способности самостоятельно работать. И помощь всегда будет оказана тому, кто в ней действительно нуждается, кто доказывает это упорными занятиями», - пишет Бойко.
Учитель может дать правильную информацию, он может влить силы и веру в себя, может стабилизировать ученика и т.д., но не более. К сожалению, учитель не сможет за ученика станцевать и даже выпрямить спину.
2. Обратная сторона медали: ученик после эйфории первых месяцев/лет обучения, когда результат ярок и ощутим, потом продолжает много, долго и честно работать. Вдруг останавливается и понимает, что почему-то в последнее время нет качественных сдвигов. И еще он вдруг замечает огромную разницу между своим настоящим уровнем и уровнем, которого он когда-то мечтал (или сейчас мечтает) добиться. Затухает, понимает, что ни сил, ни времени у него не хватит на то, чтобы достичь этого уровня. Он же теперь в курсе, сколько нужно вложить, чтобы получить хоть какой-то результат (в отличие от светящегося верой в будущее новичка!) Лапки опущены, крылышки сложены, в глазах - разочарование и тоска: «Фламенко - это не мое». Самооценка, резко скатившаяся вниз, по сравнению с п. 1 (см. выше). Мой милый друг, в своем разочаровании не забудь только о том, что за эти месяцы/годы не только ушли твои силы и вера, но и во много раз поднялась твоя планка требований к самому себе и к фламенко, который ты хочешь видеть, слышать, изучать, танцевать. Когда ты только пришел сюда, что ты знал о фламенко? Кто тебе нравился из танцовщиков? А сейчас? Тебе уже кажется, что и учитель твой плохо танцует, и даже вон та знаменитая испанская байлаора тебя не устраивает, не то что ты сам. Это всего лишь взросление, начинающийся изгиб в сторону мастерства. Просто повысилась критичность и самокритичность. Перед огромной глыбой настоящего мастерства во фламенко, которое ты теперь увидел, твои собственные достижения и достижения твоего учителя кажутся такой маленькой песчинкой, что тебе кажется: не стоит и пытаться. Но ты же понимаешь, что это субъективная, эмоциональная и не совсем адекватная оценка? Ну давай разовьем тему. Например, сравним твои размеры с высотой Эвереста или твою страстность - с мощью волны во время шторма, и на этом основании примем решение, что жить такому мелкому существу вообще незачем.
Но если ты действительно идешь вперед, и если твой учитель вменяем, то только он определяет: есть у тебя сдвиг или нет. А чувство недовольства своим уровнем теперь будет преследовать тебя всегда. Чем больше ты движешься в сторону мастерства, тем меньше будет у тебя покоя и удовлетворенности собой. Просто продолжай работать. Продолжение следует.