Любимая лошадь «Мосфильма»

Dec 07, 2010 07:47

Кто же не знает этой бронзовой конячки, «засветившейся» в «Бриллиантовой руке» и «Служебном романе»!

Тот самый конь, которого осматривал со всех сторон Семен Семенович в комиссионном магазине.



- Скажите, пожалуйста, у вас нет такого же, но без крыльев?

Та самая статуя, которую профсоюзная Шура взвалила на Новосельцева, решив осчастливить ценным подарком «нашу вычислительную машину Боровских» по случаю стукнувшего ему полтинника.



- Это не лошадь, это мамонт какой-то...

Не так давно знакомые меня уверяли, что эта скульптура, украсившая собой реквизитные фонды «Мосфильма», - копия с древнегреческого или древнеримского оригинала. Но мне как-то в это не верилось. И действительно...


Несложное исследование показало, что данное изваяние - ровесник не «Венеры Милосской» или Лаокоона, а скорее нашего памятника Богдану Хмельницкому.

Начнем, так сказать, с объекта изображения. Достаточно слегка приглядеться к статуе из кино, чтобы безошибочно опознать сюжет.



Конечно же, это - Персей из классического древнегреческого мифа. Когда он отсек голову Горгоне Медузе и пролилась ее кровь, появился крылатый конь Пегас. По одной из версий мифа, Пегас принес Персея в Эфиопию, где герою пришлось выручать Андромеду. И тот же Пегас фигурирует на известной картине Рубенса в Эрмитаже.



Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. Ок. 1622. От себя добавлю: ну, типичная эфиопка! :))

Персея много раз изображали не только живописцы, но и ваятели - как античные, так и мастера нового времени: Челлини (небольшая отливка его популярнейшей статуи есть и у нас в музее Ханенко), Пюже, Канова...




Бенвенуто Челлини. Персей. - Пьер Пюже. Персей и Андромеда

Как правило, в этих скульптурах не присутствует крылатый конь. Но вот, ориентировочно в 1888 году, появилась композиция «Персей и Пегас».



Ее автором был французский скульптор Эмиль-Луи Пико (Emile-Louis Picault) (1833-1915). Он учился у известного мастера голландского происхождения Луи Руайе и стал хорошим профессиональным ваятелем. Конечно, до славы его современника Огюста Родена ему было далеко: Пико придерживался салонного направления. Но его работы пользовались большим спросом, тиражировались в огромных количествах копий. Тот же «Персей и Пегас» тысячекратно воспроизведен в бронзе, в мраморе, в гипсе...




Одно из повторений этой статуи оказалось и на «Мосфильме», где, как мы видели, привлекло внимание Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Мало того. Известно также, что «Персей и Пегас» приглянулся и Владимиру Меньшову, ставши частью роскошной обстановки свадьбы дирижера Шниперсона в фильме «Ширли-мырли». У постамента скульптуры прячется Василий Кроликов, когда Кэрол Абзац застает его в одной комнате с братцем Иннокентием.




Итак, «Бриллиантовая рука», «Служебный роман», «Ширли-мырли»... Кто же первым «пригласил» в советское кино статую Пико? Гайдай? Оказывается, нет.

«Бриллиантовую руку» снимали в 1968 году. Между тем еще в 1965-м вышел на экраны фильм «Пакет» (режиссер Владимир Назаров) по одноименному детскому произведению Леонида Пантелеева о гражданской войне, где главную роль красноармейца Пети Трофимова сыграл Валерий Золотухин. В «Пакете» одна из сцен происходит в белом штабе, украшенном всяческими статуями. И среди них без труда можно узнать все того же «Персея и Пегаса».

На фоне этой скульптуры белый офицер (Борис Новиков) допрашивал Петю Трофимова:



А затем герой Золотухина примостился прямо возле нее, чтобы сгрызть пакет товарищу Буденному, который (пакет) мог его выдать...



Но и это еще не был экранный дебют композиции Пико.

Без малого за два десятилетия до «Бриллиантовой руки» бронзовый «Персей и Пегас» был запечатлен в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия» (1950).



Статуя украшает некий особняк в гитлеровской Германии, где в конце войны капиталисты плетут интриги против наступающих советских войск, но за врагами бдительно следит Штирлиц разведчица Марта Ширке, она же Маша Глухова (эту роль сыграла выдающаяся актриса Елена Кузьмина, жена Ромма).

Вот тот же «Пегас» крупным планом:



А знаете, что за персонаж рядом с ним? Вообразите себе - Вальтер Шелленберг! В те годы Олег Табаков был еще школьником, так что Ромм вынужден был взять на роль шефа внешней разведки рейха другого актера - Александра Пелевина. Да и Мартина Бормана, к слову, здесь сыграл тоже не Юрий Визбор, а Владимир Белокуров, прогремевший в заглавной роли фильма «Валерий Чкалов».

Между прочим, в фильме «Секретная миссия» (сейчас он почти забыт, а в нем есть немало занятных сцен) снимались несколько актеров, тесно связанных с Киевом. Например, Михаил Высоцкий - в свое время один из ведущих актеров Театра им. Леси Украинки. У него очень характерная внешность: невысокий, толстенький, круглоголовый. В фильме «Тарас Шевченко» он играл помещика Лукашевича, в «Богдане Хмельницком» - сотника Гарбуза. А в «Секретной миссии» - не кого иного, как сэра Уинстона Черчилля.



Черчилль (М. Высоцкий) справа

В роли американского сенатора Аллана снялся Николай Комиссаров - видный актер театра и кино (капитан Немо в «Таинственном острове» и др.), который когда-то делал первые шаги на любительской сцене, будучи служащим банковской конторы в Киеве. А небольшую роль немецкого резидента сыграл 60-летний Николай Светловидов - в прошлом один из ведущих актеров театра «Соловцов», участник легендарного киевского спектакля «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Веги, поставленного Константином Марджановым в 1919 году.

Но вернемся к Шелленбергу рядом с «Персеем и Пегасом». Поразительное совпадение: второй, более известный киношный Шелленберг (то бишь Олег Табаков) тоже ведь оказывался в кадре рядом с этой же статуей - в собственном особняке! Да, да, когда в 11-й серии «Семнадцати мгновений весны» Штирлиц является ни свет ни заря к нему на дом и добивается у своего шефа срочной командировки в Берн. Можете убедиться!



...Вот такая вышла «фильмография» мосфильмовской статуи. Вполне возможно, что внимательные зрители высмотрят ее еще не в одной киноленте (один из них, как можно видеть в коментах, уже подсказал «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, где рядом с крылатой лошадью запечатлен Олег Янковский). Не знаю, существует ли теперь ответ на вопрос, как и когда «Персей и Пегас» оказался на студии. Может быть, вывезен из Германии как трофей, а до этого стоял там в каком-нибудь особняке наподобие «Секретной миссии». А может быть, был конфискован у кого-то из «врагов народа»...

Напоследок замечу, что в сети нередко встречаются предложения бронзовых и мраморных работ Эмиля-Луи Пико в антикварных салонах и на аукционах. Порядок цен - от тысяч до десятков тысяч долларов. В этом смысле можно только позавидовать простым советским трудящимся, которые 30-40 лет назад могли запросто покупать такие артефакты в комиссионках и дарить сослуживцам.

(Использованы материалы сайтов kino-teatr.ru , greekroman.ru , отечественных и зарубежных арт-салонов).

P. S. Уже спустя много времени после выкладывания этой записи я случайно наскочил по ТВ на американо-канадскую комедию «Сделка» (The Deal, 2008). И в одной из сцен в ресторане случайно узрел того же «Персея и Пегаса» - но, очевидно, не мосфильмовский темно-бронзовый экземпляр, а свой собственный, золотистый. Такая вот обнаруживается страсть к статуе Пико у киношников обоих полушарий :))
Previous post Next post
Up