Поговорим теперь о гербе Киева времен «единой неделимой России», а затем и «Союза нерушимых республик свободных».
Бланк Киевского городского головы. 1910 г.
В предыдущей части отмечено, что определенный «гербовый плюрализм» наблюдался у нас вплоть до второй половины XVIII века. Но в царствование Екатерины II основы образа киевского герба окончательно определились в пользу архангела Михаила с мечом и щитом, в одеянии воина и в плаще.
Этот рисунок был официально утвержден в 1782 году, в предвидении последовавшей вскоре Жалованной грамоты российским городам (1785), где было предписано всякому городу «иметь герб, утвержденный рукою Императорского Величества, и оный герб употреблять во всех городских делах». Магистрат пытался было сохранить на печати привычную «кушу», но против царской воли не попрешь...
В то время Киев стал центром Киевского наместничества (возглавляемого, впрочем, губернатором), которое преимущественно охватывало левобережные земли - вплоть до Козельца, Миргорода, Золотоноши. На правом берегу сюда входил только сам Киев с ближайшими землями, а Дымер, Фастов, Белая Церковь до поры до времени были Речью Посполитой. Однако в 1797-м, по результатам разделов Польши, были сформированы новые пределы Киевской губернии, уже целиком правобережной (по словам Максима Берлинского, «для сей все пространство определено по правую строну Днепра из земель, нововозвращенных из Польши»).
В последующие десятилетия геральдический знак «матери городов русских» практически не менялся. Впрочем, некоторые творческие личности все же допускали вольности. Как мы видели, на утвержденном гербе города меч крылатого воителя был поднят. Однако же на пьедестале памятника князю Владимиру, открытого в 1853-м, поместили горельефную эмблему Киева...
С открытки начала ХХ в.
...и архангел оказался тут почему-то с опущенным мечом!
Трудно понять такую «самодеятельность» скульпторов. Если действительно опущенный меч означает покорность, подчиненность, то кому же так покорствовали киевляне в царствование Николая I, когда был установлен монумент? Или же ваятели не придавали никакого значения нюансам положения геральдической фигуры, преследуя чисто утилитарные цели: в горельефе поднятый меч нежелательно выступал бы торчком из плоскости?
...В 1856 году был разработан и принят уточненный герб Киевской губернии.
Характерная деталь, с того времени присущая губернскому и городскому символам: в руке у архистратига - не простой, а пламенеющий меч.
Губернский герб был увенчан императорской короной. Над гербом губернского города Киева тоже стали изображать эту корону (впрочем, не всегда, а преимущественно в официальных документах).
Вот всевозможные примеры.
На плане Киева около 1870 г.:
На бланке Киевского городского головы, 1876 г.:
На страховом полисе Общества взаимного страхования от огня имуществ в Киеве, 1889 г.
На почтовой открытке 1890-х гг.:
На облигации городского займа начала ХХ в.:
На печати Киевской городской управы, 1909 г.:
Между всеми этими изображениями было много общего, но имелись и различия. Так, меняется рисунок щита в левой руке архангела Михаила (сияние, крест, чистый щит). Неодинаково и положение архистратига в пространстве: то показана земная твердь, на которой он стоит, то хотя бы изображена отброшенная им тень...
По-прежнему позволяли себе всевозможные вольности скульпторы. Вот, скажем, известная статуя архангела на шпиле Городской думы, работа скульптора Эвы Куликовской (1870-е гг.):
Здесь он не просто держит меч, а энергично замахивается на гадину у своих ног. Изготовили эту статую, к слову, из цинка; отливали ее в Берлине в 1876 году, а в Киеве, для лучшей сохранности, позолотили. Уже после окончательного установления в Киеве советской власти архистратига сняли со шпиля городского дома, заменив пятиконечной звездой, и поначалу передали в музей (но потом, по-видимому, отправили в лом).
Более традиционно выглядели гербовые изображения на фасадах некоторых зданий. Так, одной из «визитных карточек» центра Юго-Западного края стало новое здание Киевской конторы Государственного банка (нынешний Нацбанк) на Институтской улице, построенное в 1902-1905 годах. Среди его богатого скульптурного оформления можно разглядеть и геральдические символы. Скажем, левее главного входа над вторым этажом помещены пять щитов.
Три из них увенчаны царскими коронами. Это - гербы Киевской (в центре), Подольской (слева) и Волынской (справа) губерний. Еще два щита включают условные обозначения торговли и промышленности.
Симметрично, справа от входа, есть подобные же знаки.
Здесь, кроме тех же гербов губерний, видим символы сельского хозяйства и транспорта.
В 1934 году, как известно, здание банка было удачно надстроено с сохранением прежнего декора, и старые гербы, в том числе и киевский архистратиг, благополучно дожили до нашего времени. Правда, в интерьере, в стеклянном потолке операционного зала, не сохранилось витражное изображение того же архангела Михаила. Но в 1990-е годы его восстановили современные художники.
Меньше повезло архангелу Михаилу на фасаде Бессарабского крытого рынка, начавшего действовать в 1912-м. В записи, посвященной рынку, я уже рассказывал о том, что существующий поныне над громадным полукруглым окном щит среди лепного орнамента первоначально был украшен городским гербом. Он сохранялся до 1930-х годов, но затем «несозвучную эпохе» фигуру архистратига убрали.
Если не быть придирчивым к достоверности исторических фактов - легко состряпать какое-нибудь свеженькое «предание»: к примеру, выдумать пророчество, что успешная цивилизованная торговля в Киеве не наладится до тех пор, пока на Бессарабском рынке не восстановят святого Михаила!
Герб с архангелом присутствовал и на специальном нашейном знаке городского головы.
Мэр Ипполит Дьяков
Когда он надевал свою цепь, это означало, что заседание городской думы началось. Когда снимал - заседание прекращалось, и никакие выкрики гласных (депутатов) уже ничего не значили...
Еще один любопытный штрих, связанный с обликом герба Киева, касается венчающей короны. Во времена Александра II при Департаменте герольдии было создано специальное Гербовое отделение, которое первым возглавил барон Бернгард (Борис) Кёне. Это был энергичный и увлеченный немец, к тому же романтик. Он, в частности, в 1859 году предложил систему украшений для городских гербов империи, которая давала бы представление о роли и величине данного города. Так, императорская корона должна была венчать, наряду с гербами губерний, эмблемы столиц - Москвы и Петербурга. А для древних великокняжеских центров (таких, как Киев, Новгород, Владимир и др.) в качестве короны следовало использовать шапку Мономаха. В том же 1859 году был выполнен соответствующий проект герба Киева:
Щит обрамляли золотые колосья, обвитые Александровской лентой (т.е. красной лентой ордена Александра Невского): таким образом Кёне «шифровал» города, известные хлебной торговлей.
На практике герб Киева под шапкой Мономаха не получил распространения (тем более, что преемник Кёне на посту управляющего - Александр Барсуков - повел дело к упрощению городских гербов). Впрочем, тему древней шапки великих князей использовали для государственного герба Российской империи. При том же Кёне сочинили мудреный символ для обозначения крупнейших древнерусских центров - совмещение на одном щите под Мономаховой короной киевского архангела, владимирского льва и новгородских медведиков:
Такая тройственная комбинация входила и в малый, и в большой гербы империи вплоть до 1917 года.
Малый герб Российской империи на 1882-1917 гг.
Большой герб Российской империи на 1882-1917 гг.
Кстати, обратите внимание на крупное, довольно симпатичное изображение Архистратига Михаила в большом гербе. Сюда он вместе с архангелом Гавриилом привлечен в качестве щитодержателя.
Известно также как минимум одно скульптурное воспроизведение киевского герба под шапкой Мономаха.
Но вы напрасно будете искать его в Киеве. Этот горельеф сохранился в Петербурге, в оформлении дворца великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной (теперь Дом ученых; архитектор Александр Резанов, 1862-1874). Не все, между прочим, знают, что одним из помощников автора при строительстве этого здания был молодой Владимир Николаев, впоследствии ведущий киевский архитектор. Фото умыкнуто у
heraldic_spb По поводу шапки Мономаха надо еще добавить, что киевские власти были не против включения ее в городской герб, но просили вместо александровской ленты ввести владимирскую (орден Святого Владимира имел красную ленту с черными каймами). Это мотивировалось выдающейся ролью князя Владимира в истории Киева. После длительных проволочек соответствующий проект был высочайше утвержден:
Но... состоялось это утверждение в феврале 1917 года. Пожалуй, то был один из самых последних геральдических актов, скрепленных российским императором.
Революционные события побудили политиков и художников искать новую символику меняющейся Украины. В 1918-м, в период Украинской Державы гетмана Павла Скоропадского, выдающийся мастер графики и знаток геральдики Георгий Нарбут подготовил свой эскиз герба Киева.
Эскиз впервые опубликован в 1990 г. историком Сергеем Белоконем
Как видим, здесь соединены обе основных эмблемы нашего города - Архистратиг Михаил и «куша» (правда, в ущерб всегдашнему композиционному единству). На щите архангела помещен символ державы - тризуб.
Но тогдашней независимости Украины был сужден недолгий век. С 1922 года она оказалась в прочных объятиях «нерушимого союза» советских республик.
От имперской символики, естественно, отказались. Хотя, быть может, и не сразу. Если верить Ильфу и Петрову, то Остап Бендер в 1930 году заявился к Корейко в милицейской фуражке с гербом города Киева!
Иллюстрация Кукрыниксы
Впрочем, неизвестно, что там был за герб, и тем более неизвестно, когда именно Остап разжился этой фуражкой. Во всяком случае, на шпиле бывшей Городской думы, как уже сказано, вместо архангела Михаила утвердили звезду.
Так что город довольно долго вообще обходился без герба, а на печатях присутствовала общесоветская или республиканская символика.
Это продолжалось до 1960-х годов (есть сведения об инициативе горисполкома в 1944-1945 насчет разработки киевского герба, которая не принесла результата). Но вот в 1965-м Киев был торжественно причислен к Городам-героям, и появилось желание как-то изобразить эту «звездочку» в городской символике. Отсюда родился замысел обновить герб столицы УССР.
В декабре 1966 года с этой целью был объявлен открытый конкурс. Он проходил в три тура и длился до 1968-го. В конце концов лучшим был признан вариант архитектора-художника Флориана Юрьева и скульптора Бориса Довганя. Тот самый, который наверняка памятен многим френдам:
В 1969 году он был утвержден Киевским горсоветом.
Валентина Румянцева характеризовала его так: «Герб має форму давньослов’янського щита. У верхній часині - серп і молот, що символізують владу трудящих; у нижній - Золота Зірка міста-героя. У центрі - стилізована свічка каштана, що, згідно з народною традицією, означає розквіт (у даному разі - соціалістичного Києва). Про спадкоємність кращих геральдичних традицій свідчить срібний лук чи самостріл. Уперше це зображення з’явилося на печатці Київського магістрату... Це символ Києва-фортеці, мешканцям якого часто доводилося із зброєю в руках відбивати напади ворогів. У сучасному гербі лук має інше змістовне навантаження: символізує героїчне минуле міста. Червоно-лазуровий фон відтворює кольори державного прапора Української Радянської Соціалістичної Республіки».
Этот символ без малого четверть века можно было видеть на множестве документов, на промышленных изделиях, в официальных помещениях, в вагонах транспорта, на плакатах и стендах в разных уголках города. Едва ли не самое громадное его изображение увенчало величественный пилон Московского моста, открытого в 1976 году.
Оно доныне остается на прежнем месте - «соскрести» его оттуда технически не так просто. И, собственно говоря, нужно ли это делать? Что ни говори, а Московский мост - памятник вполне конкретной эпохе нашей с вами истории.
Между прочим, ближе к празднованию 1500-летия Киева в 1982 году звучали предложения снова пересмотреть киевский герб. Правда, предложенный взамен вариант (привожу его по газетному изображению) оказался уж слишком совковым:
Даже лук оттуда выбросили. Новация не получила поддержки, и с эмблемой, принятой в 1969-м, Киев оказался в историческом водовороте 1990-х.
(Окончание следует)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛА