Городские задворки на старых открытках

Apr 11, 2009 09:56

Издатели открыток с видами Киева в царские времена, как и теперь, на большинстве своих выпусков помещали популярные и презентабельные виды. Подсчитано, что на первом месте по частоте изображений на старинных почтовых карточках оказался памятник князю Владимиру, на втором - памятник Богдану Хмельницкому, на третьем - Цепной мост; в «топ-15» вошли такие общеизвестные киевские приманки, как Лавра, Софийский собор, Владимирский собор, Оперный театр, Университет, дом Городецкого, Александровский (Владимирский) спуск. Популярны были Крещатик, Андреевская церковь, Михайловский монастырь, фуникулер, Николаевский костел, Бибиковский бульвар, Купеческое собрание и Купеческий сад...



В коллажике: Лаврские пещеры, Купеческое собрание, Цепной мост, фуникулер.

Но, тем не менее, у дореволюционных издателей встречались неожиданные сюжеты. Иногда на открытках тиражировали изображения самых что ни на есть киевских задворков, куда редко водили гостей города, да и не все киевляне там бывали. Но эти виды по-своему занятны. Наши фотографы не скрывали: да, есть и такой Киев, и если вглядеться, то он не менее живописен, нежели хрестоматийные ландшафты.

Вот несколько таких карточек. Надо сказать, что тогдашние глухие уголки в большинстве случаев резко урбанизировались, так что точно соотнести старое изображение с современностью не так-то просто. Иногда все же это удается сделать, а в других случаях остается довольствоваться указанием на местность и «тыкать пальцем в небо».


1. «Вид на город от вокзала»



Подпись, которую поставили на обороте открытки, нуждается в уточнении. До вокзала от точки съемки - метров 700, не меньше. И даже когда после 1908 года действовал временный вокзал (в тупике нынешней Старовокзальной улицы), это расстояние все равно составляло метров 300-400. Но снимали с железнодорожной насыпи - это вполне ясно.

В панораме города привязаться по месту позволяют очевидные ориентиры. Самый заметный из них - Николаевский собор Покровского монастыря, возвышающийся над горизонтом. А в правой части кадра, ближе к переднему плану, можно разглядеть цепочку приземистых светлых куполов. Это - завершения доходного дома на углу Златоустовской, 2 и нынешней площади Победы, построенного в 1898 году. (Правда, теперь их уже нет, поскольку после войны дом был надстроен без сохранения декоративных куполов). Соответственно, еще правее должны быть Галицкий (Еврейский) базар и «Железная церковь», но они в кадр не попали. Видно еще, как справа взбирается вверх улица Бульварно-Кудрявская (Воровского).

Что же касается переднего плана, то здесь запечатлено своеобразное место города - так называемые Арестантские огороды. В свое время это были участки земли, отведенные для выращивания «подножного корма» для заключенных в Арестантских ротах на Бибиковском бульваре. Здесь не место подробно рассказывать о столь занятном учреждении, но свою старую статью на эту тему я поместил ВОТ ЗДЕСЬ В КАМЕНТАХ.

И еще несколько слов насчет даты снимка. Открытка, с которой он сканирован, прошла почту в 1914 году. Однако само фото сделано, насколько могу судить, между 1906 и 1908 годом.

Присмотримся ближе к фрагменту снимка.



Николаевский собор увенчан позолоченными главами и крестами. Кроме того, не видно наружных строительных лесов. Из отчетов строительного комитета по возведению собора известно, что установка крестов и позолота глав состоялись в 1902 году, наружная отделка была закончена в 1906-м.

В то же время чуть правее собора видна небольшая одноглавая церковь с шатровой колокольней. Ясно, что это - Вознесенская приходская церковь на улице Львовской (ныне Артема; храма давно нет, остались только каменные ворота погоста). Согласно документам, в 1908-1909 годах проходила ее реконструкция, причем одноглавое завершение было заменено на пятиглавое.

Можно добавить, что после выполнения снимка Арестантские огороды просуществовали недолго. В 1908 году городская дума приняла решение использовать их территорию под застройку, в дальнейшем здесь распланировали несколько небольших улиц. Правда, реально от них теперь осталась только улица Пестеля (бывшая Новокиевская), остальные поглотили развязка Воздухофлотского путепровода и завод «Транссигнал». В комплекс «Транссигнала» со временем вошли самые заметные постройки конца 1900-х - начала 1910-х годов на бывших Арестантских огородах: Бульварный полицейский участок (не сохранился), Галицкая синагога (теперь выделена из заводской территории), городская таможня (до сих пор в глубине площадки завода).

Ну, и насчет современного состояния местности. Прямо скажем, повторить этот ландшафт уже невозможно. С железнодорожной насыпи взгляд упрется в многочисленные технические строения, выросшие здесь. Но если даже подняться на Воздухофлотский мост...



...или выйти на прилегающую к нему развязку...



...прежнего городского простора мы нипочем не увидим. Даже громадина Николаевского собора наглухо закрыта несколькими рядами новостроек...

2. «Река Лыбедь»



В дополнение к десяткам старых открыток, живописавших просторы Днепра, вышла и карточка с Лыбедью. Что говорить, тогдашний ее облик несопоставим с нынешней забранной в желоба «речкой-вонючкой».

Слева угадывается полотно железной дороги, не одну версту «сопровождающей» Лыбедь. Но другие приметы уж больно зыбки. И непросто догадаться, где же именно запечатлели нашу речушку. Может быть, где-то тут?



Или, быть может, в этой ее части?



Словом, где бы это ни было - все равно такую естественную и свободную Лыбедь на большей части ее протяжения мы уже не увидим.

3. "Кадетская роща весной"



Еще менее определенным представляется ландшафт уголка Кадетской рощи. Вероятно, когда-то здесь протекал ручеек, пробивший запечатленную на фото выемку. Но где это было? Ведь первозданный рельеф Кадетской рощи давно перелопачен, масса деревьев вырублена, а большая часть ее пространства застроена...

Так что, опять-таки, who его знает, где стояли фотограф и заснятый им бородатый дядька в котелке.

Здесь ли (в тылах Курской)?



Либо же где-то здесь (вблизи улицы Юлиуса Фучика)?



Может быть, на этом месте устроена детская площадка (близ улицы Пылыпа Козицкого)?



Или даже проложена целая улица (Петра Нищинского)?



Не берусь ответить...

4. «Кадетская роща»



Зато на этой карточке фрагмент той же Кадетской рощи, прилегающий к железнодорожным путям, может быть опознан с достаточной точностью.

Приметой служит характерный изгиб рельсов - вблизи Кадетской рощи полотно поворачивает таким образом только один раз.

Вот как выглядит сейчас то место, где некогда общались кавалер в соломенной шляпе и барышня с зонтиком на открытке:



Мы находимся в двух шагах от станции «Караваевы дачи». За спиной у нас - вот этот нынешний путепровод:



Если смотреть с него, сверху, открывается панорама на Политехнический институт:



А что мы видим в перспективе картинки со старой открытки? Давайте приглядимся.



Справа - явно храмовое сооружение, но его облик чересчур упрощен при нанесении расцветки. Впрочем, тут двух мнений быть не может: это приходской храм Шулявки - церковь Марии Магдалины, построенная в 1887 году. По-настоящему она должна бы выглядеть так:



А левее церкви в панораме должны были доминировать старинные корпуса Политехнического. Но... мы их не видим! Хотя, даже с учетом сомнительного качества изображения, они не могли не быть заметными. Какой отсюда вывод? Скорее всего, фотоснимок, на основе которого выполнено изображение на открытке, был сделан в 1890-е годы - еще до строительства КПИ. При таком допущении все становится на свои места.

Покамест на этом закончим (хотя есть материал для продолжения темы «задворков»). Может быть, у кого-то имеются обоснованные версии насчет более точной привязки фото с Лыбедью и весенней рощей? Буду рад рассмотреть их - как на фото, так и на местности.
Previous post Next post
Up