Инфляция в России с 26 февраля по 4 марта 2022 года разогналась до 2,22%, сообщил в среду Росстат.
Пока идёт «война фейков» с взаимными разоблачениями (чего стоит только ситуация со срочниками, о которых якобы не знало высшее руководство!), единственным реальным результатом, который может увидеть обычный гражданин, являются магазинные полки.
Росстат
посчитал первые военные инфляционные показатели. 2,22%. Было 22.2.22. Теперь вот это.
А ранее показатель составлял: 0,45% с 19 по 25 февраля, 0,24% с 12 по 18 февраля, 0,13% с 5 по 11 февраля, 0,29% с 29 января по 4 февраля, 0,19% с 22 по 28 января и 0,22% с 15 по 21 января,
Столь существенный недельный рост цен, вызванный введёнными санкциями и ослаблением рубля на фоне начавшейся спецоперации на Украине, стал максимальным с дефолтного1998 года.
Росстат публикует недельную статистику по динамике цен с 2008 года, но, исходя из месячных данных, последний раз столь существенный прирост цен за неделю мог наблюдаться в декабре 1998 года, когда в целом за месяц инфляция составила 11,6%.
С начала месяца цены к 4 марта выросли на 1,26%, с начала года - на 3,46%.
Росстат одновременно в среду опубликовал и уже малоинформативные данные за февраль: инфляция в РФ в феврале 2022 года составила 1,17% после 0,99% в январе, 0,82% в декабре 2021 года, 0,96% в ноябре и 1,11% в октябре. В годовом выражении инфляция в феврале 2022 года, по данным Росстата, ускорилась до 9,15% с 8,73% в январе и с 8,39% в декабре 2021 года.
Среднесуточный рост цен за четыре дня марта 2022 года, по данным Росстата, составил 0,314% (против среднесуточных 0,026% за 9 дней марта 2021 года).
Из этих данных следует, что годовая инфляция в РФ на 4 марта превысила 10%, впервые с января 2016 года, достигнув 10,4% против 9,15% на конец февраля, 8,73% на конец января и 8,39% на конец декабря.
Смотрим цифры Росстата. Что взлетело всего выше? Путёвки в Турцию за неделю подорожали на 28,7% после повышения на 7,3% неделей ранее. Цены на новые легковые автомобили отечественные выросли на 17,1%, на новые авто иностранных марок (пока ещё доступны) - на 15,2%, телевизоры - на 15,0%, электропылесосы - на 14,6%, смартфоны - на 9,6%.
Значительно подорожали медикаменты: левомеколь - на 6,1%, поливитамины - на 5,9%, эргоферон - на 5,3%, ренгалин - на 5,1%, нимесулид - на 5,0%, метамизол натрия (анальгин отечественный) - на 4,6%, комбинированные анальгетики, корвалол - на 4,5%, валидол - на 3,6%.
Цены на плодоовощную продукцию увеличились в среднем на 2,9%, в том числе на помидоры - на 7,7%, бананы - на 7,2%, капусту белокочанную - на 3,0%, морковь - на 2,6%, яблоки - на 1,6%, лук репчатый - на 1,3%, свёклу столовую - на 1,1%, картофель - на 0,5%.
Любопытна детализация. В 66 субъектах федерации цены на помидоры выросли на 0,7-11,9%, в 16 субъектах - на 12,0-28,2%. В 3 субъектах цены на помидоры снизились на 0,1-3,7%. А вот по бананам. В 53 регионах вздорожали на 0,9-7,9%, в 30 субъектах - на 8,0-17,8%. В Республике Северная Осетия-Алания и Магаданской области цены не изменились.
Зубная паста и туалетная бумага подорожали на 1,4%, хозяйственное мыло и стиральные порошки - на 1,3%, туалетное мыло - на 1,1%, спички - на 1,0%.
А тут пока ещё многое не учитано. Прекращение работы в нашей стране крупнейших мировых компаний должно привести, полагают экономисты, к ещё большому росту цен на товары, уже производимые в России. И рубль продолжает падать, что тоже на росте цен отразится.
Ну и вполне логичное для наших соотечественников стремление сделать максимальные запасы. Сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», «Лента» ограничили объёмы продаж некоторых товаров из-за всплеска спроса.
Ограничения распространяются на крупы, чай, кофе, сахар, муку, продукты быстрого приготовления, приправы, соусы, мясную и рыбную консервацию, масла, косметику, средства для стирки, туалетную бумагу, детскую бытовую химию, подгузники. Решение принято для снижения рисков «искусственного вымывания товара с полок вследствие закупок больших объёмов продукции в магазине для дальнейшей перепродажи по завышенным ценам».
Снова лента - но уже новостная. Тюмень: «Сахара хватит на всех». Приморье: «Дефицита селёдки на рынке края нет».
А вот «Coca-Cola HBC Россия» уведомила своих клиентов в сфере общественного питания о повышении цен на ассортимент Coca-Cola с 14 марта.
По данным участников рынка HoReCa, стоимость газированных напитков планируется повысить на 15%, соков - на 19%, кофе - на 30%.
Михаил ГУРЕВИЧ