Jan 15, 2014 21:43
В 2013 году ситуация с соблюдением прав человека в Латвийской Республике (ЛР) не претерпела существенных изменений и оставалась крайне неблагополучной. Правящая националистическая коалиция сохраняла курс на игнорирование призывов международных профильных структур и правозащитных организаций исправить положение и прекратить дискриминационную политику в отношении национальных меньшинств. Латвийские власти демонстрировали нежелание понять нужды нацменьшинств и в полной мере обеспечить их права и свободы.
Одной из основных проблем Латвии в правочеловеческой сфере остается массовое безгражданство. «Неграждане» лишены таких основополагающих прав, как право избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти, занимать посты на военной и гражданской службе, быть судьями, прокурорами, основывать политические партии. Сделки по покупке земли и недвижимого имущества для «неграждан» разрешаются исключительно с согласия муниципальных властей. По данным правозащитных организаций Латвии, в правах граждан и «неграждан» насчитывается 79 различий.
Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) 26 мая 2005 г. с двумя оговорками, отменяющими положения Конвенции, в соответствии с которыми национальным меньшинствам в местах их компактного проживания предоставляется возможность общаться на родном языке с властями, а также использовать родной язык в топографических названиях. Кроме того, в принятой при ратификации латвийским парламентом дополнительной декларации разъясняется, что «неграждане» не являются субъектами упомянутой Конвенции. При этом более 50 проц. населения, проживающего в крупнейших латвийских городах (Рига, Даугавпилс и Лиепая) по своему этническому составу является русскоязычным.
По данным Управления гражданства и миграции Латвии (УДГМ), на 1 января 2013 г. в Латвии проживало 297 883 «неграждан», что составляет около 14 проц. населения. Усугубляют сложившуюся ситуацию низкие темпы натурализации (2213 чел. за 2012 г. и 2467 чел. за 2011 г. по сравнению с 19169 чел. в 2005 г.). При этом официальная латвийская доктрина лицемерно декларирует стремление «способствовать натурализации и увеличивать количество граждан Латвии, а не замораживать число «неграждан».
Преподносимые латвийским МИДом как «значительный шаг» со стороны государства для обеспечения процесса интеграции и «сплочения» общества поправки к Закону «О гражданстве Латвийской Республики», вступившие в силу 1 октября 2013 г., на самом деле ведут к ухудшению правового положения «неграждан» и способствуют дальнейшей дискриминации меньшинств. По сути, данные нововведения являются косметическими (упрощают регистрацию новорожденных от «неграждан» и незначительно облегчают экзамен на знание латышского языка при натурализации ). По целому же ряду моментов ситуация с получением гражданства ухудшается. Многие положения обновленного закона противоречат нормам универсальных международных документов по правам человека.
Так, введение понятия «государственная нация» (под ней понимаются только латыши и ливы) противоречит Всеобщей декларации прав человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В равной степени это относится и к поправкам о двойном гражданстве. Оно гарантировано только тем латышам, которые имеют гражданство западных стран (члены ЕС, ЕАСТ, НАТО, а также Австралия, Новая Зеландия и Бразилия). Граждане России, Израиля и стран СНГ с латышскими корнями в этот список не попадают, если с такими государствами Латвия не заключила договор о двойном гражданстве.
Введено также антидемократическое положение, согласно которому не суд, а кабинет министров определяет возможность запрета на натурализацию по весьма размытой формулировке «в случае поведения, угрожающего безопасности латвийского государства и общества». Одновременно, лица, которым отказано в натурализации на основании информации спецслужб, будут лишены, как и в случае лишения гражданства, возможности обжаловать подобные решения в судебном порядке. Данная мера противоречит рекомендациям ОБСЕ о том, что «никто не может быть лишен гражданства в произвольном порядке».
Поправки предусматривают ограничения в доступе к натурализации бывшим работникам партийной номенклатуры Латвийской CCP и членам организаций ветеранов войны и труда, что нарушает положения Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В свою очередь требование к «негражданам» подтверждать факт проживания в Латвии в течение последних пяти лет до момента натурализации расходится с положениями резолюций Европарламента о ситуации с основными правами человека в Евросоюзе.
Остаются не выполненными Латвией рекомендации Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью и Консультативного Комитета Рамочной Конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств (РКЗНМ) не применять национальное законодательство дискриминационным образом, что ведет к неравенству в обществе и негативно влияет на интеграцию нацменьшинств.
Таким образом, поправки к Закону «О гражданстве» оказались, по сути, реакционными. Они преследуют задачу укрепить режим правовой защиты одной нации и дезориентировать мировое сообщество в отношении истинных целей латвийской правящей элиты.
Подтверждением этих выводов стало опубликование в апреле 2013 г. латвийского отчета по выполнению Конвенции ООН о правах детей. Так, в документе сообщается, что ситуация с «негражданами» в Латвии «улучшилась». В частности, отмечается, что с 2004 по 2011 гг. гражданами ЛР стали 20226 несовершеннолетних. При этом умалчивается, что около 15 тыс. детей по-прежнему остаются в статусе «неграждан». И это несмотря на рекомендации Комиссара Совета Европы по правам человека Н.Муйжниекса и Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам нацменьшинств К.Воллебека, в которых содержится призыв отменить любые ограничения на предоставление гражданства детям «неграждан», родившимся после 21 августа 1991 г.
В интерпретации латвийских властей, «благодаря» политике правительства Латвии в сфере гражданства удельный вес граждан с 2004 г. вырос с 77,8 проц. до 83,2 проц., а удельный вес «неграждан» сократился с 20,8 проц. до 13,8 проц. При этом, разумеется, нигде нет упоминания о том, что эти результаты достигнуты не за счет упрощения процесса натурализации, а в силу эмиграции и ухода из жизни старшего поколения «неграждан».
Темы массового безгражданства в Латвии, как и статуса второго по распространенности в стране русского языка полностью игнорируются главным государственным правозащитником - омбудсменом Ю.Янсонсом. В своем выступлении в Сейме Латвии 13 июня 2013 г. и последовавшем затем послании Европарламенту он сделал акцент на критике экономической ситуации в ЛР, проблемах бедности и социального неравноправия. В части, касающейся дискриминации нацменьшинств, Ю.Янсонс упомянул лишь о нарушении прав цыган. При этом омбудсмен обошел такие важные для «неграждан» проблемы, как неравные условия оплаты труда, завышенные языковые требования при приеме на работу и другие ограничения. Не отмечен им и рост социальной сегрегации и маргинализации нелатышей. К примеру, доля безработного трудоспособного населения среди нацменьшинств (ок. 15 проц.) стабильно выше, чем среди латышей (ок. 10 проц.), что ведет к углублению социально-экономического разрыва между ними.
Продолжает планомерно осуществляться дискриминационная политика латвийского государства в отношении русского языка, широко практикуется осведомительство в этой сфере: с 2000 г. в Центр государственного языка (ЦГЯ) поступило более 10 тыс. доносов на «неупотребление» латышского языка, по которым были оштрафованы около 9,5 тыс. человек. При этом большинство инструкций ЦГЯ противоречит рекомендациям Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в отношении требований к знанию и употреблению языка на работе.
Результатом конфронтационного отношения латвийских властей к проживающим в Латвии представителям национальных меньшинств (составляют 37,9 проц. от общего населения страны ) и в особенности наиболее дискриминируемой их категории - «негражданам» - стало появление в марте 2013 г. общественной организации «Конгресс «неграждан». Ее цель - объединить правозащитные усилия и неправительственные ресурсы в единый представительный орган, который от лица «неграждан» мог бы вести диалог с латвийскими властями и международным правозащитным сообществом. Серьезным стимулом для зарождения подобной инициативы стал фактический запрет в ноябре 2012 г. Центризбиркомом Латвии проведения референдума об автоматическом предоставлении латвийского гражданства всем «негражданам». Этот шаг латвийских властей лишил права выражения своей воли в т.ч. граждан Латвии (на первом этапе процедуры за референдум было собрано более 10 тысяч подписей). Он был охарактеризован местным правовым сообществом как отступление от базовых демократических норм.
Другим примером откровенного попрания прав человека в Латвии стало утверждение Сеймом Латвии в конце 2012 г. нового порядка инициирования референдумов, который в значительной степени сузил возможности использования этого ключевого инструмента демократии. Цель этих поправок - желание латвийских властей застраховаться от вынесения на референдум таких неудобных для себя тем, как гражданство, язык, введение «евро» и т.п. После вступления в силу новых законодательных положений процедура инициирования референдума стала труднореализуемой.
Положение ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) в Латвии остается дискриминационным. Надбавки к пенсиям и соцпакет получают «национальные партизаны» - бывшие члены бандформирований «лесные братья», многие из которых в годы войны служили в легионе «Ваффен СС». Что касается ветеранов ВОВ, то они лишены какой-либо материальной помощи от государства.
На этом фоне в Латвии продолжаются усилия по героизации и увековечиванию памяти бывших легионеров «Ваффен - СС» и их пособников.
В Риге при попустительстве властей проходят ежегодные марши бывших легионеров «Ваффен СС». В 2013 г. в чествовании членов этой осужденной решением Нюрнбергского трибунала преступной организации принял участие ряд парламентариев от правящей коалиции.
Входящая в правящую коалицию праворадикальная партия «Все Латвии!» 4 июля 2013 г. в день памяти жертв Холокоста организовала в г. Лимбажи митинг в «память» погибших здесь в 1941 г. латышских коллаборационистов.
В октябре 2013 г. министр юстиции Латвии Я.Борданс поддержал циничную инициативу снести памятник советским воинам-освободителям в Риге и построить на его месте стадион.
3 июля 2013 г. президент Латвии А.Берзиньш встретился с представителями организации «Соколы Даугавы», объединяющей бывших легионеров «Ваффен СС» и их последователей. Согласно сообщениям СМИ, он с «полным пониманием» отреагировал на просьбу ветеранов легиона как можно скорее принять закон о статусе лиц, «противоправно мобилизованных» в годы второй мировой войны, который должен стать правовой основой для финансовой поддержки бывших легионеров.
Данный законопроект, который преподносится латвийскими властями как шаг к «примирению» участников Второй мировой войны, воевавших по разные стороны фронта, рассматривается в латвийских ветеранских и русскоязычных организациях как провокационный. Он ориентирован фактически на легализацию статуса легионеров. Поддержка в нем большинства советских ветеранов не предусматривается. Наоборот содержится попытка разделить ветеранское движение по национальному признаку. В частности, часть ветеранов 130-го Латышского стрелкового корпуса подпадают под юрисдикцию законопроекта как «призванные в Красную Армию насильственным путем».
Принятые Сеймом 20 июня 2013 г. поправки к закону «О безопасности публичных, развлекательных и праздничных мероприятий», запрещают использование советской символики наряду с нацистской. Опасность в том, что правоприменительная практика данного закона не определена, что предполагает его вольную интерпретацию правящей националистической коалицией.
Национал-радикальные депутаты объединения «Все Латвии!»- «Отечеству и свободе»/Движение за национальную независимость Латвии в очередной раз предприняли попытку протащить через Сейм предложение с 1 сентября 2015 г. перевести все бесплатное дошкольное образование в Латвии на государственный язык обучения. По их мнению, предложенный законопроект будет способствовать «сплочению» общества. Принятие подобного законопроекта может только усилить межэтническое противостояние в Латвийской Республике.
Попытки оппозиционных латвийских политиков противостоять углублению в Латвии дискриминационных в отношении меньшинств тенденций вызывают противодействие со стороны правящей коалиции. Так, в отношении депутата русскоязычного объединения «Центр согласия» (ЦС) И.Цветковой, обозначившей большинство вышеприведенных примеров нарушения прав человека в Латвии в ходе международной конференции в Вашингтоне 4 июня 2013 г., Сейм решил применить санкции за «нарушение депутатской этики».