Кипр

Jan 15, 2014 21:43

Республика Кипр обладает развитыми институтами по обеспечению прав и основных свобод человека. Положение дел в этой области находится под постоянным контролем кипрского правительства, которое прилагает усилия по созданию необходимых условий для их практической реализации в соответствии с Конституцией страны, а также требованиями универсальных международно-правовых актов.
Вместе с тем в целом удовлетворительное положение дел с обеспечением прав и основных свобод человека не означает отсутствия в Республике Кипр определенных проблем в данной сфере. Не в последнюю очередь это связано с нерешенностью кипрской проблемы (с 1974 г. Кипр де-факто разделен на северную и южную части), которая, с одной стороны, препятствует осуществлению эффективного контроля со стороны официальных властей Республики Кипр за правочеловеческой ситуацией на севере острова, а с другой, создает определенные ограничения в реализации прав и свобод на юге.
Права и свободы на территории Кипра, контролируемой официальными властями, гарантируются действующей Конституцией 1960 г. Согласно основному закону страны, проживающие на территории Республики Кипр не должны подвергаться пыткам, бесчеловечному или унизительному наказанию или обращению. Вместе с тем имеют место случаи грубого обращения со стороны кипрских полицейских с теми, кто содержится в камерах предварительного заключения и в Центральной тюрьме Никосии.
Нередки злоупотребления с использованием труда нелегальных иностранных рабочих, которые работают с нарушением дозволенного законодательством рабочего распорядка и за крайне невысокую зарплату.
Республика Кипр активно участвует в механизме ГРЕТА (Группа экспертов по вопросам противодействия торговле людьми) в рамках Совета Европы. Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры, Кипр, согласно экспертным оценкам, остается начальным и конечным пунктом в процессе торговли людьми с целью трудовой и сексуальной эксплуатации.
Несмотря на гарантированное Конституцией страны право каждого свободно передвигаться в пределах территории Республики Кипр, нерешенность кипрской проблемы серьезно ограничивает свободу передвижения по всему острову. Кипр по-прежнему остается страной с наиболее высокой долей внутренне перемещенных лиц в процентном отношении к численности населения страны (23 проц.).
Проживающие на Кипре пользуются свободой мысли, совести и вероисповедания. Согласно Конституции страны, все религии, обряды которых не осуществляются тайно, являются свободными и равны перед законом. Вместе с тем проживающие на юге турки-киприоты высказывают жалобы на то, что им разрешено посещать в религиозных целях ограниченное число мечетей, которые находятся только в крупных городах. Кроме того, указанные мечети подчиняются Департаменту древностей Министерства коммуникаций и общественных работ Республики Кипр и работают как музеи, поэтому, мусульмане на юге Кипра могут осуществлять только две из пяти необходимых ежедневных молитв.
В свою очередь Кипрская Православная Церковь (КПЦ) испытывает серьезные трудности в пастырском окормлении проживающих на севере Кипра греков-киприотов, исповедующих православие. Последние три года Епископ Карпасийский лишен «властями ТРСК» права проводить Божественную Литургию на территории своей епархии.
Кроме того, на севере острова расположено множество православных храмов и монастырей, являющихся памятниками культуры и истории, в частности, монастырь Св. Апостола Андрея, который с 1974 г. находится в заброшенном состоянии. Однако, несмотря на усилия КПЦ, турко-кипрские «власти» отказываются выдавать разрешение на проведение в нем ремонтных и реставрационных работ.
Проживающие в контролируемых турко-кипрской администрацией районах греки-киприоты и марониты сталкиваются и с другими ограничениями своих прав и свобод.
Несмотря на усилия Комитета по вопросу о пропавших без вести многие кипрские семьи по-прежнему не имеют возможности выяснить судьбу своих родственников, числящихся пропавшими без вести.
Правительство Республики Кипр уважает право на свободу слова и прессы. Эффективная судебная власть и демократическая политическая система обеспечивают реализацию этого права на практике. Независимая греко-кипрская пресса регулярно критикует действия правительства и политических партий страны. Не было отмечено случаев угроз журналистам за «неполиткорректные» материалы. Турко-кипрские журналисты могут посещать юг острова. Со сложностями сталкиваются только аккредитованные в «ТРСК» журналисты турецких СМИ.
В стране на регулярной основе проходят свободные и честные выборы, на которых присутствуют международные наблюдатели. В национальных выборах, помимо членов греко-кипрской общины (к ней относятся, помимо собственно греков-киприотов, три религиозные группы: армяне, марониты, латиняне), с 2005 г. участвуют также турки-киприоты, постоянно проживающие на территории, контролируемой официальными властями.
Граждане Республики Кипр обладают правом самостоятельно или совместно с другими приобретать, быть собственником, владеть, пользоваться или распоряжаться любой движимой или недвижимой собственностью. Однако, вследствие сохраняющегося раскола острова многие киприоты лишены права проживать на своей земле, не могут возвратиться в свои жилища и пользоваться своей собственностью.
В Республике Кипр граждане имеют право на участие в мирных собраниях и союзах, включая право на образование профессиональных объединений в целях защиты своих интересов. 75 проц. трудящихся Республики Кипр входят в состав профсоюзов. Этот показатель выше среднего уровня по Евросоюзу. Профсоюзное движение играет важную роль в Республике Кипр и оказывает влияние на правительственную политику.
В Палате представителей Республики Кипр действует Комитет по правам человека, который, по оценкам неправительственных организаций, эффективно осуществляет свою работу. Исполнительная власть не вмешивается в его работу.
Previous post Next post
Up