Военно-технический музей - продолжение 1

Jan 28, 2012 23:45

В предыдущий раз экскурсия по Военно-техническому музею остановилась на пожарных машинах, поэтому будет логичным продолжить с рассказа об остальной части отличной коллекции пожарной техники.

Первым в ряду пожарных машин стоит вот этот ГАЗ-67Б, как и многие другие машины в музее, он находится в отличном состоянии. Эти армейские внедорожники, разработанные в военные 40-е, после окончания войны оказались незаменимыми и на "гражданке" - на них ездили геологи и лесники, председатели колхозов и милиционеры. Естественно, использовали ГАЗ-67 и пожарные.





Музейный ГАЗ-67Б не несёт никакого специального пожарного оборудования, но на борта машины, чтобы обозначить принадлежность к пожарной охране, нанесли красные полосы, хотя официально такая окраска не применялась. К "козлику" прицеплена мотопомпа ММ-1200, выпускавшаяся в 50-х на Мелитопольском заводе "Гидромаш".




Такой пожарный "автопоезд" вполне реален - в сельской местности очень часто не хватало пожарных машин, были рады и такой помпе, благо что пожарные водоёмы имелись в каждой деревне. В ГАЗ-67 при таком использовании вместо задних сидений размещались пожарные рукава.

Следующая машина - пожарный автонасос ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА(ММ). Название расшифровывается как Пожарная Машина ГАЗ, 1-я модель. Машина имеет отличный внешний вид и укомплектована всем полагающимся пожарно-техническим вооружением (ПТВ). Окраска машины - чисто красная, так окрашивали все пожарные машины до вступления в силу ГОСТ 21392-75, который ввёл знакомую всем красно-белую цветографическую схему, сохранившуюся и по сей день.




Машины ПМГ-1, кроме насоса, имели и цистерну для воды, но её ёмкость составляла всего 150 литров, чаще всего такие автомобили использовались для тушения небольших зданий и попадали в окраинные ПЧ больших городов или в маленькие городки. После обновления парка машин в городах старые машины часто передавались сельским пожарным дружинам, где они ещё долго оставались на вооружении - по некоторым данным, отдельные ПМГ-1 служили до 1980-х!

За ПМГ-1 стоит одна из самых редких машин музея - пожарная цистерна на базе ЯГ-6. Это один из всего двух (!) сохранившихся довоенных ярославских грузовиков. Второй, самосвал ЯС-3, стоит на постаменте в Екатеринбурге.




Знатоки советского автопрома до сих пор ведут споры вокруг этой машины, выясняя, сколько в ней осталось от оригинала. За свою долгую жизнь машина не раз переделывалась и утратила многое от исходного облика, и это немудрено - до 1960-х она использовалась по прямому назначению! После службы машина попала в Балашихинский Институт пожарной охраны, где и находилась до недавнего времени, до передачи коллекции Института в Военно-технический музей. В Институте ЯГ-6 поддерживался в рабочем состоянии и время от времени принимал участие в различных выставках и парадах.

Следующая машина - пожарная автоцистерна ПМЗ-2 на шасси довоенного ЗиС-5, производилась эта модель на Московском заводе пожарных машин. Название расшифровывается аналогично ПМГ - Пожарная Машина ЗиС.




Цистерна этой машины вмещала 1500 литров воды, а боевой расчёт составлял 6 пожарных - двое размещались в кабине, а четверо - на лавках по бокам цистерны. Так же, как и ПМГ-1, машина укомплектована аутентичной деревянной лестницей-трёхколенкой и рукавами для подключения к гидранту.

Рядом с ПМЗ-2 расположилась ещё одна уникальнейшая машина - довоенная пожарная автолестница производства немецкой фирмы Metz на шасси ЗиС-6. До наших дней дожили считанные экземпляры ЗиС-6, а такая автолестница сохранилась только одна.




Длина лестницы таких машин составляла 30 метров, появление такой техники было связано с началом строительства многоэтажных зданий в Москве и других крупных городах СССР. Для установки лестниц готовые шасси ЗиС-6 отправляли на завод фирмы Metz, после чего готовые автолестницы привозились обратно. Привод лестницы был механический, от коробки отбора мощности.

Продолжает экспозицию ещё одна автолестница, уже послевоенная - АЛГ-17(51А)-ЛЧ на шасси ГАЗ-51. Такая же точно машина установлена в качестве памятника в Туле: http://mib55.livejournal.com/1797.html




На этой машине, в отличие от предыдущих, уже присутствует спецсигнал пожарного спецтранспорта в виде фонаря синего цвета, предшественник современных "мигалок".

А дальше стоит, пожалуй, самая внушительная машина в этом пожарном ряду - пеноподъёмник АПП-20 на шасси гусеничного тягача АТ-С, разработанного в 1950-х на ЧТЗ.




Для превращения в пожарную машину на АТ-С устанавливалась надстройка от автолестницы Л-21, на которой крепился блок пеногенераторов. Также на тягаче укорачивали кабину - у стандартного АТ-С она двухрядная, для размещения артиллерийского расчёта. Машины такого типа служили и в пожарных частях при нефтебазах и нефтезаводах и предназначались для тушения в первую очередь резервуаров с нефтепродуктами, некоторые экземпляры остаются в строю до сих пор. Гусеничное шасси машины позволяет подъехать к пылающему резервуару с любой удобной для тушения стороны.

Замыкает строй советских пожарных машин автоцистерна ПМЗ-27А. Эта машина на базе ЗиЛ-157 выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1964 по 1970 год, имеет цистерну ёмкостью 2150 литров и лафетный ствол с управлением из кабины.




Машина получилась крайне удачная, достаточно сказать, что некоторые экземпляры ПМЗ-27А до сих пор несут службу в сельской местности некоторых регионов РФ. Впрочем музейный ПМЗ-27А - тоже вполне действующий экспонат - автомобиль выезжал на тушение лесных пожаров летом 2010 года.

В музее есть и пожарные машины иностранного производства, первая из них - вот эта автоцистерна на шасси Ford 798T. Первая цифра в индексе обозначает модельный год, в данном случае это 1947.




Пожарная надстройка была произведена в Швеции, кузов изготовлен полностью, включая кабину (шасси поставлялось без неё). В отличие от большинства советских и европейских пожарных машин, насос у этой машины размещён не в задней, а в передней части.

Следом стоят две немецкие пожарные машины на шасси Mercedes-Benz времён Второй Мировой, обе несут окраску, номерные знаки и обозначения пожарных машин, служивших в Люфтваффе. Первая из них построена на шасси Mercedes-Benz L3000S и имеет упрощённую конструкцию, характерную для машин военного времени.




Вторая машина изготовлена на более лёгком шасси Mercedes-Benz L1500S и имеет пожарную надстройку традиционной конфигурации.




Своеобразные "грибкообразные" конструкции на левых крыльях обеих машин - это светомаскировочные фары "Notek", такие широко использовались немцами на самой разной технике.

Немецкую армейскую окраску несёт и этот Ford F60L, изготовленный канадским отделением концерна. Машина была предназначена для поставки в Великобританию, поэтому руль расположен справа, служила в британской армии, а потом попала в немецкий плен.




В музее рассказывают историю, что этот автомобиль менял хозяев два раза - сначала немцы отбили его у англичан при боевых действиях в Африке, а потом грузовик попал на Восточный фронт, где и был захвачен нашими войсками.

Есть в музее и самый распространённый немецкий БТР времён Второй мировой - полугусеничный Sd.Kfz. 251, разработанный фирмой Hanomag. Зубодробительная аббревиатура "Sd.Kfz." применялась педантичными немцами для всей военной техники и расшифровывалась как "Sonderkraftfahrzeug", в переводе - специальное транспортное средство.




Этот БТР выпускался в множестве различных модификаций - командирские и разведывательные машины, САУ и зенитные установки, и многое другое. В гусеничном движителе применено характерное для немецкой конструкторской школы решение - опорные катки, расположенные в шахматном порядке. Это, конечно, давало большую плавность хода по сравнению с традиционными конструкциями, но значительно увеличивалось время ремонта ходовой части, а в холодное время года набивавшаяся между катками и замёрзавшая там грязь приводила к полному обездвиживанию машины.

Советские машины периода Второй мировой представлены двумя легендарными полуторками. Первая из них - ГАЗ-АА довоенного выпуска, с бортовым кузовом.




Вторая - ГАЗ-ММ, в упрощённом военном варианте - гнутые крылья простой формы вместо штампованных, одна фара, кабина без дверей и с брезентовым верхом.




На автомобиле смонтирована счетверённая зенитная пулемётная установка с использованием пулемётов системы Максима. Интересной особенностью данной конструкции являлось то, что для непрерывного охлаждения пулемётных стволов был смонтирован специальный ручной насос, подававший воду в кожухи, за который отвечал отдельный член зенитного расчёта.

Представлены в музее и машины союзников. Вот, например, полноприводный 2,5-тонный GMC CCKW, производство которого началось в 1941 году. Машина имеет упрощённую кабину с брезентовым верхом.




Выпускалось два варианта этого грузовика, отличавшихся колёсной базой: модель 352 (база 145 дюймов) и модель 353 (база 164 дюйма). В музее представлена модель 353. GMC CCKW машины поставлялись в СССР по ленд-лизу, всего было поставлено около 6700 грузовиков обоих вариантов.

Получал СССР по ленд-лизу в небольшом количестве и вот такие американские ремонтно-эвакуационные машины Diamond T-969A. Машины оборудовались выносными опорами, механическим краном и лебёдкой.




Этот эвакуатор - на настоящее время единственный в нашей стране комплектный рабочий экземпляр автомобиля семейства Diamond T выпуска периода Второй мировой.

По ленд-лизу нам поставляли не только грузовики, но и мотоциклы, в том числе носящие знаменитую марку Harley-Davidson. Такой мотоцикл есть в музее, это модель WLA-42, таких мотоциклов было поставлено в СССР немалое количество - около 58000 штук!




Армейское назначение мотоцикла определило некоторые его особенности, например, рычаг тормоза с правой рукоятки убран, чтобы облегчить мотоциклисту стрельбу на ходу. Имеются светомаскировочная фара и кофры для снаряжения и боекомплекта. Все поставленные в СССР Харлеи были одиночными, но на некоторых ремонтных заводах их компоновали с коляской от отечественного мотоцикла М-72, что позволяло оборудовать мотоцикл пулемётом.

Представлена в музее и техника Франции. Вот грузовик Citroën серии T-45, эти 3,5-тонные машины были разработаны для гражданского применения, но широко использовались и во французской армии.




На военной службе кузова Т-45 оборудовались скамейками для перевозки солдат, также были случаи установки в кузов зенитных установок. После поражения Франции многие машины попали на службу немецкой армии.

А вот следующая машина была специально разработана для армии во второй половине 1930-х компанией Laffly, основное её назначение - артиллерийский тягач. Машина, получившая индекс W15T, военным понравилась и был выдан заказ на большую партию таких тягачей. Но завод Laffly не обладал достаточной производственной мощностью, поэтому к производству модели W15T были дополнительно подключены сначала Hotchkiss, а затем и Citroёn. В музее представлена машина производства Hotchkiss.




Изюминкой этой машины был независимый привод ведущих колёс левой и правой сторон автомобиля. Редукторы и шедшие от них к колесам полуоси были встроены в качающиеся вильчатые рычаги независимой подвески. Рычаги могли отклоняться на 15 градусов вверх и вниз, обеспечивая автомобилю выдающуюся приспосабливаемость к рельефу местности. По замыслу конструкторов, автомобиль должен был без проблем передвигаться по изрытому воронками и окопами театру боевых действий. Для облегчения преодоления препятствий также служила пара свободно вращающихся катков, смонтированных перед длинным "носом" машины.

Следующая машина - тоже тягач-транспортёр, но маленький и бронированный, это Renault UE Chenillette (полное официальное название - Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modele 1931 R). Разработан он был с оглядкой на знаменитую британскую танкетку Carden-Loyd, и предназначался, в частности, для транспортировки небольших пушек, в том числе противотанковых.




Компоновка машины получилась очень плотная, как и у большинства танкеток того времени, экипаж располагался в ней полулёжа, а над головами командира и водителя имелись специальные бронеколпаки. Ещё одним назначением Renault UE была транспортировка боеприпасов и горючего, для этого в комплекте к тягачу поставлялся специальный прицеп.




Прицеп был, как и тягач, гусеничным, и носил название Renault UK.

Ещё один имеющийся в музее французский тягач-транспортёр выпускался фирмой Lorraine под названием Lorraine 37L (полное официальное название - Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L).




Эта машина выпускалась в различных вариантах, особенно был популярен вариант бронетранспортёра, причём личный состав перевозился как на самом транспортёре, так и в специальном прицепе. После капитуляции Франции многие такие машины достались немцам, которые оценили этот транспортёр по достоинству. В частности, на базе этой машины было смонтировано приличное количество САУ с 150-мм гаубицами и 75-мм противотанковыми пушками.

Применялись бронетранспортёры и в американской армии, основной моделью был полугусеничный M3 Half-Track Personnel Carrier, принятый на вооружение в 1940 году. В музее имеется его более поздняя модификация M5, разработанная International Harvester Company в 1942 году.




Машины модели M5 Half-Track практически все шли на экспорт, в частности, в СССР по ленд-лизу было поставлено около 400 M5. У нас основная масса этих машин попала в артиллерийские войска, где они использовались для буксировки орудий, в том числе 85-мм зенитных пушек 52К и 100-мм противотанковых пушек БС-3.

Очень схожа по внешнему виду с M5 Half-Track следующая в ряду американская машина M3A1 Scout, но она уже полностью колёсная. В соответствии с названием, главное назначение машины- разведка.




Такие бронеавтомобили тоже попадали в СССР по ленд-лизу, в советской армии они использовались по профильному назначению и входили в состав разведывательных рот танковых, механизированных и мотострелковых бригад.

Последние машины, выставленные в этом ангаре - это советские послевоенные бронетранспортёры. Первый из них - БТР-40, выпускавшийся с использованием специально переработанного шасси полноприводного грузовика ГАЗ-63.




Машина была создана на ГАЗе в 1947-1949 годах (заводское название ГАЗ-40) и стала первым серийным советским бронетранспортёром. Экипаж машины составлял 2 человека, а в боевом отделении размещались 8 десантников. Первые модификации БТР-40 были с открытой крышей, а в 1958 году была создана модификация БРТ-40Б с полностью закрытым боевым отделением. В музее представлен открытый вариант БТР-40.

Более тяжёлый БТР-152 был разработан на Заводе имени Сталина с использованием узлов и агрегатов полноприводного армейского грузовика ЗиС-151. В отличие от ЗиС-151 серийный БТР-152 получил односкатные колёса на всех мостах, что крайне положительно сказывалось на проходимости.




Экипаж машины - 2 человека, а десантников могло разместиться до 19 человек - в 2 с лишним раза больше, чем в небольшом БТР-40. За время производства машина не раз модернизировалась, в частности, в 1959 году появилась модификация с бронированной крышей, получившая название БТР-152К, именно такую машину можно увидеть в музее.
Что интересно, и БТР-40, БТР-152 не раз снимались в кино в роли ... немецких бронетранспортёров! Настоящих немецких машин уже в 70-е было не достать, поэтому брали наши родные БТР-ы, грубо декорировали "под фрицев", малевали кресты - и вперёд, дескать зритель не разберётся, что там на экране катается. Несмотря на то, что БТР-152 устарел ещё в 60-х, на вооружении машина оставалась до 1993 года, дольше всего БТР использовали Внутренние войска.

На этом обзор техники в самом большом ангаре завершён, но в музее ещё очень много интересного, так что продолжение следует...

пожарное, Московская область, поездки, музей

Previous post Next post
Up