Я уже пару раз писал про омские служебные трамвайные вагоны:
про снегоочистители и
про кран. Хочется вкратце рассказать и об остальных служебных вагонах, имеющихся в основном трамвайном депо и в депо службы пути. Не так давно я застал в рабочей обстановке, на реконструкции путей на улице Жукова, сразу два спецтрамвая. Первый из них, РП-13, это простая грузовая платформа на базе КТМ-5М3.
Он сделан из обычного линейного вагона 1975(!) года постройки, это самый старый действующий вагон в Омске. Этот "грузовик" часто используется на путевых работах, кстати, ещё пару-тройку лет назад он был окрашен в синий цвет и резко выделялся среди остальных служебных вагонов.
На работах, связанных с заменой рельсов, нельзя обойтись без вагона-рельсотранспортёра. Сейчас такой вагон в Омске один - РТ-4, его собрат, РТ-3, был списан в конце 2000-х.
Модель этого транспортёра - ТК-28, он был выпущен в 1989 году на Воронежском трамвайно-троллейбусном ремонтном заводе. В конструкции рельсотранспортёра использованы элементы всё того же классического КТМ-5. На фото хорошо видна крановая установка, применяющаяся для погрузки-выгрузки рельсов.
В основном депо базируются ещё два служебных вагона, переделанных из обычных линейных трамваев КТМ-5 (71-605). Первый из них - вышка службы контактной сети РПЭ-1, этот вагон (ещё в виде пассажирского) был выпущен УКВЗ в 1976 году. Оборудование подъёмника было, скорее всего, переставлено со списанной автовышки службы контактной сети, возможно это была ТВ-3 на базе ГАЗ-51.
Ну и наконец, самый редковыезжающий вагон - это сетеизмеритель СИ, он так же изначально вышел с завода обычным трамваем КТМ-5 (71-605), но в Омске его практически сразу переделали в служебный. Вагон-сетеизмеритель легко отличить от обычного трамвая: у него имеется второй пантограф, служащий для проведения измерений, а также кабина на крыше, из которой экипаж ведёт визуальные наблюдения за состоянием элементов контактной сети.
Кроме специальных вагонов, у омских трамвайщиков имеется и различная автомобильная техника, но это уже тема для отдельной заметки.