Поздравляю всех настоящих мужчин с праздником 23 февраля! Много чего интересного есть в копилке по этому поводу, на сей раз был выбран весьма интересный объект из Рязани - боевая машина реактивной артиллерии БМ-13Н на шасси ЗИС-151, установленная у бывшей территории Рязанского военного автомобильного института на улице Военных Автомобилистов. Автомобильный институт в 2010 году был присоединён к Рязанскому гвардейскому высшему воздушно-десантному командному училищу им. В.Ф. Маргелова, и сейчас на этой территории находится внебюджетный факультет коммуникаций и автомобильного транспорта вышеупомянутого училища.
На кабине закреплена памятная табличка, которая рассказывает о том, что установку передали в Рязань из СибВО в 1994 году, не удивлюсь, если до этого года боевая машина стояла на какой-нибудь базе хранения. Упомянутый музей существует до сих пор, в составе Рязанского музея истории ВДВ, правда его богатая коллекция несколько поредела после визита туда печально известного бывшего министра обороны Сердюкова. Утащенные им экспонаты впоследствии нашлись и их собирались вернуть в Рязань, но произошло ли это, мне пока неизвестно, до самого музея я пока не доехал.
Но вернёмся к самой установке залпового огня. Модификация БМ-13Н (Н-"нормализованная") была разработана ещё в 1943 году для установки на шасси знаменитого "Студера" - Studebaker US6. С 1949 года аналогичная установка выпускалась на шасси ЗИС-151, производство продолжалось до принятия на вооружение в 1958 году следующей модификации БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157. Среди памятников и экспонатов музеев в наше время достаточно много БМ-13, но в основном это именно БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157, а БМ-13Н на шасси ЗИС-151 сохранилось значительно меньше, про одну из них
я уже писал.
То, что машина настоящая, а не макет, видно по многим деталям: бронированным бензобакам (у ЗИС-151 их два), защитным шторкам кабины, сиденью для боевого расчёта за кабиной. Собственно, макет бы и не стали везти из Сибири.
Для пуска реактивных снарядов служили 8 направляющих, установленных на поворотной раме. На каждой направляющей устанавливалось по 2 снаряда - сверху и снизу. По горизонтали установка наводилась на +/-10°, по вертикали - от +8° до +45°.
Для повышения устойчивости машины во время залпа служили две выдвижных опоры, установленных на раме в задней части автомобиля, они также имеются на этой машине. Само шасси ЗИС-151 тоже находится в комплектном состоянии - на месте и двигатель, и агрегаты трансмиссии, и даже штатная лебёдка. Вполне можно привести этот памятник в ходовое состояние.
Тактико-технические характеристики боевой машины реактивной артиллерии БМ-13Н:
Снаряжённая масса - 7,9 т
Экипаж (расчёт) - 5-7 чел.
Длина - 7,2 м
Ширина - 2,3 м
Высота - 2,8 м
Двигатель - ЗИС-121, 6-цилиндровый карбюраторный бензиновый
Мощность - 92 л.с.
Максимальная скорость на шоссе - 55 км/ч
Вооружение - 16 132-мм реактивных снарядов М-13
Длина направляющих - 5 м
Дальность стрельбы - 8,2 км
Радиус действенного поражения одного снаряда - 25-30 м
Максимальная скорость снаряда - 355 м/с