Сегодня, 18 июня, отмечается День медицинского работника, с праздником всех представителей этой важной отрасли! Одна из актуальных задач медиков - проведение различных профосмотров, а одна из обязательных процедур при профосмотре - флюорография органов грудной клетки. Эту процедуру можно проводить как в поликлинике, так и в мобильном флюркабинете, причём практика использования таковых была введена уже очень давно. Я уже вкратце писал про
чехословацкие мобильные флюркабинеты на шасси Praga V3S, но это были не единственные импортные медицинские кабинеты в СССР. Ещё к нам поставлялись подвижные флюорографические кабинеты "Я-2" производства венгерской компании Medicor, причём, в отличие от чешского кабинета, база использовалась отечественная - венгры монтировали свой специальный кузов с оборудованием на шасси автомобиля ЗИЛ-130Г. При этом один из первых изготовленных венграми образцов был отправлен для тестирования на автополигон НАМИ, где в ходе испытаний обнаружились некоторые недостатки, и мобильный флюркабинет был отправлен обратно производителю для доработки. Очевидно, компании Medicor удалось исправить огрехи, и в 1980-х кабинеты "Я-2" стали поступать в разные города СССР. Вот этот экземпляр был обнаружен во дворе больницы посёлка Лузино в Омской области.
История компании Medicor началась в 1952 году с основания завода в городе Дебрецене. Позже этот завод вошел в холдинг, состоящий из четырёх крупных заводов по производству рентгеновского и диагностического оборудования для разных областей медицины. Этот холдинг под единой торговой маркой Medicor был крупнейшим европейским предприятием, производящим подобное оборудование. Поставки медицинского оборудования Medicor в СССР начались ориентировочно в 1970-х годах и продолжались до 1990-х. Компания существует по сей день и выпускает широкий спектр медицинского оборудования и инструмента.
Некоторые мобильные флюркабинеты, поставленные ещё при СССР, используются до сих пор. Например, в Питере совсем недавно я встретил такой же кабинет, но уже на шасси ЗИЛ-4331, есть подозрение, что его переставили со старого шасси ЗИЛ-130Г, тем более, что на кузове хорошо видны приделанные проушины для его монтажа-демонтажа с помощью крана.
А вот этот обнаруженный в Тюмени экземпляр на шасси МАЗ-500А, судя по остаткам дублёра номера на задней стенке кузова, был списан с армейской службы. Кузов доработан под отличное от ЗИЛ-130Г шасси, даже дверь расположили в другом месте, но сделано это явно на самом заводе.
В интернетах я встречал ещё один вариант флюркабинета "Я-2", на шасси ГАЗ-66. А до "Я-2" Medicor поставлял в СССР ещё более интересные кабинеты - на шасси автомобиля Csepel D-344, но такие монстры мне, увы, не попадались.