Большой музей маленького города

Jul 21, 2012 22:46

Вчера grigoryproshin  вот тут рассказывал, как он ездил в Татарск, и мне вспомнилось, как я сам побывал в этом городке в октябре 2010 года. На первый взгляд Татарск ничем особо не отличался от других построенных вокруг железнодорожных станций Транссиба небольших городов, типа Называевска или Калачинска, но, как выяснилось, своя изюминка у него есть, и это - местный краеведческий музей. Честно говоря, посещение его сначала даже в планы не входило, казалось, ну что можно необычного увидеть в обычном местечковом музее - старые фото, чучела зверей, бивень мамонта и прочее. Но внезапно на глаза попались скромно стоящие за одним забором танк и паровоз, а за ними виднелись и другие интересные объекты. Стало понятно, что это место надо исследовать подробнее.




Вот танк Т-34-85 крупным планом, это не только музейный экспонат, но и памятник танкистам - Героям Советского Союза, уроженцам Татарского района, на табличке - 4 фамилии: Волков А.А, Грязнов А.М., Иванов А.Г. и Юрченко Н.И.




Паровоз Эр-768-84 - тоже памятник, соответственно героям-железнодорожникам: Довыскибо Г.С., Байдукову Г.Ф., Козину Н.Д., Ерёмину А.С. и Черемухину А.Е. Недалеко от паровоза обжился гранитный бюст Ильича, а непосредственно у самого паровоза установили старую водозаправочную колонку, шлагбаум и семафор.




Эр-768-84 был выпущен на венгерском заводе Mawag в 1950 году, он на три года старше такого же паровоза-памятника серии Эр, установленного на Омском вокзале.




Ближе к зданию музея на невысоком постаментике стоят ещё три экспоната-памятника: 57-мм пушка ЗиС-2, 76-мм пушка ЗиС-3 и установка реактивной артиллерии БМ-13НМ на шасси ЗиЛ-157. На машине прикручен обычный советский послевоенный армейский номер, зачем-то покрашенный в жёлтый цвет.




Что интересно, установка БМ-13НМ самая настоящая, полностью в оригинале, об этом говорят имеющиеся на машине домкраты, скамейка для расчёта за кабиной, защита бензобака и кабины от реактивных струй стартующих с направляющих ракет. Вот только надписи типа "За Родину" и "По рейхстагу" абсолютно не в тему - эта БМ-ка, хоть и родственница тем "Катюшам", которые стреляли по рейхстагу, но в той войне принимать участие никак не могла: ЗиЛ-157 встал на конвейер только в 1958 году, примерно тогда же стали выпускать и установки БМ-13НМ на его базе.




Паровозы, танки и пушки встречаются на памятниках и в музеях достаточно часто, чего не скажешь о скромной гражданской технике, такой, например, как экскаваторы, но в этом музее есть и экскаватор! Это модель Э-652Б, сейчас механические тросовые экскаваторы с оборудованием обратной лопаты, как на этом экземпляре, практически не используются, их повсеместно заменили более совершенные гидравлические экскаваторы. Судя по надписи на кузове машины, Э-652Б был установлен в музее в честь юбилея татарской ПМК "Водстрой".




После осмотра и облаза со всех сторон техники, стоявшей на площадке, захотелось заглянуть и в сам музей, может и там чего интересного найдётся. Оказалось, что вход в него бесплатный, но по желанию посетителей можно оставить добровольное пожертвование музею, для чего у входа стояла старая автобусная касса. Экспозиции в основном здании оказались достаточно предсказуемыми: чучела местных птичек,




деревянный макет церкви,




оружие и снаряжение бойцов Великой Отечественной.




Кроме этого, были ещё зал памяти войны в Афганистане, небольшие экспозиции, посвящённые знаменитым землякам и всё такое прочее. На выходе из основного здания смотрительница музея попросила подождать, дескать сейчас она возьмёт ключи и покажет ещё старую технику, собранную в соседнем ангаре. Войдя в этот ангар, я практически впал в состояние ступора: посреди прочей техники спокойно стоял кукурузник Ан-2!




Были там и классические советские грузовики 1940-х годов: ГАЗ-ММ и ЗиС-5, уральского производства. На машинах были опять-таки номерные знаки советского военного стандарта, покрашенные в жёлтый цвет.




Рядом с трёхтонкой расположился БТР-60ПБ, первый советский серийный бронетранспортёр нынешней классической схемы.




Можно заглянуть внутрь бронетранспортёра, посмотрев, в каких условиях находился экипаж и "пассажиры"-мотострелки, хорошо видны место водителя и радиостанция Р-123М.




За БТР-ом спрятались советские мирные трактора, гусеничный ДТ-54 и колёсный "Универсал". ДТ-54 был передан в музей старым трактористом, который работал на тракторах такого типа с 1954 года.




А колёсный "Универсал", сохранился в одном из колхозов. Этот трактор до войны производился на Кировском заводе, а с 1945 года - на Владимирском тракторном. Этот экземпляр - как раз производства ВТЗ, послевоенный.




Автомобильная коллекция музея небольшая, но характерная. Вот ГАЗ-67, изрядно переделанный за годы эксплуатации, в советское время, когда купить машину было непросто, многие старые авто работали до последнего, теряя в процессе эксплуатации большую часть оригинальных деталей. На машине - советский номерной знак обр. 1958 года.




На стареньком, но бодром "Москвиче-401" тоже сохранился старый номер. Кстати, большая часть техники на ходу и периодически выезжает на парады по случаю какого-нибудь праздника, для чего местное ГАИ выдаёт специальные пропуска для техники. На лобовом стекле "Москвича" как раз видны наклейки от таких парадов.




"Победа" ГАЗ-М20 выглядит уставшей, на ней уже более новый номерной знак, обр. 1977 года.




Рядом с "Победой" её "младшая сестра" - "Волга" ГАЗ-21, третьей серии.




"Запорожец" ЗАЗ-968М выпускался аж до 1994 года, но сейчас они уже встречаются очень редко. Кстати, на многих экспонатах музея имеется табличка с информацией о дарителе сего экспоната.




Под крылом Ан-2 поместилась целая коллекция мотоциклов.




Кстати, про Ан-2, в него можно зайти и даже посидеть на спартанских сиденьях.




Или заглянуть в кабину пилотов.




За самолётом - коллекция лаптей/чугунков/самоваров/часов.




А ещё в музее очень большая подборка старых советских приёмников-радиол-телевизоров.




На эти два фото влезло далеко не всё, что есть в музейной подборке, причём многие экспонаты вполне рабочие.




Есть кое-что из хозяйства связистов, вот, например, телеграфный аппарат и ручной телефонный коммутатор, использовавшийся для междугородней связи.




Никак не могла быть обойдена вниманием и железнодорожная тема: в том же ангаре стоит действующий макет станции, фрагменты дореволюционных рельсов и многое другое. Вот, например, "интерактивная" схема железнодорожных сообщений, такие раньше стояли во всех более-менее больших вокзалах.




А вот старые железнодорожные сигнальные фонари.




Напоследок хочется сказать пару слов о человеке, который основал этот музей, собрал большую часть его коллекции и имя которого он сейчас носит. Николай Яковлевич Савченко, ветеран войны, с 1967 по 1985 год был председателем исполкома Татарского горсовета, а потом, по достижении пенсионного возраста, основал краеведческий музей и стал его директором. Вот тут-то и пригодились и старые связи, и авторитет, и пробивная способность старого руководителя. В 1998 году за заслуги перед городом Николаю Яковлевичу присвоили звание почётного гражданина, а в 2008 году, после его смерти, музей был переименован в Историко-краеведческий музей имени Н.Я. Савченко.
В общем, если кто-то вдруг окажется в Татарске, очень рекомендую зайти в музей, он того стоит, его адрес: ул. Телегина, 52.

Татарск, экскаватор, технопамятники, ЖД, ГАЗ, музей, броня, авиация, военное

Previous post Next post
Up