В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь сочилася моя.
/Лермонтов "Сон"/
Лермонтов М.Ю. Дуэль
15 июля ровно 180 лет назад в дуэли Мартынов убил Михаила Лермонтова. Лермонтов умер сразу - пуля пробила сердце и лёгкие. Началась гроза, убийца и секунданты уехали с места трагедии, оставив бездыханное тело лежать под проливным дождём. Васильчиков поскакал в город за врачом, Глебов и Столыпин уехали в Пятигорск, чтобы нанять телегу и перевезти тело убитого. Около 11-ти часов вечера кучер Лермонтова Иван Вертюков и "человек" Мартынова Илья Козлов привезли тело Лермонтова на его квартиру.
А дальше начались непонятки в показаниях, из-за чего биографы Лермонтова долгое время не могли прийти к единому мнению о дуэли. Следственная комиссия начала было собирать факты и доказательства, но Николай I, сильно не любивший Лермонтова, приказал "дело окончить немедленно".
Военный суд длился всего четыре дня и свёлся к пустым формальностям. Фактов и чётких свидетельств не было. Много позднее князь Васильчиков (секундант Мартынова) признался, что участники дуэли дали "друг другу слово молчать и не говорить никому ничего другого, кроме того, что ... показано на формальном следствии".
Лет 30 спустя завеса над тайной дуэли стала чуть-чуть рассеиваться, а ещё через несколько лет прояснилась побольше. Открылись некоторые подробности дуэли, в которых секунданты выглядели не должным образом.
В тот злополучный вторник 15 июля 1841 года около 7-ми часов вечера участники дуэли собрались на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, в четырех верстах от города.
У Лермонтова секундантом был Глебов, у Мартынова Васильчиков. Эти имена фигурируют в официальных документах следствия, но в действительности на месте дуэли присутствовали ещё два человека: А.А. Столыпин, он же Монго (друг и родственник Лермонтова) и С.В. Трубецкой.
По условию поединка каждый дуэлянт имел право стрелять когда ему вздумается,- стоя на месте или подходя к барьеру. Когда Глебов крикнул: "Сходитесь", Мартынов быстро пошёл к барьеру, Лермонтов, напротив, остался на месте, взвёл курок и поднял пистолет дулом вверх, заслоняя рукой и локтем правый бок.
Глебов продолжал считать: "Раз, два ..."
Мартынов остановился у барьера и прицелился. Лермонтов же, оставаясь неподвижным, поднял руку с пистолетом над собой.
Глебов крикнул: "Три!!!"
По правилам после счёта "три" дуэль заканчивалась, но Столыпин-Монго вдруг закричал: "Стреляйте же!" Его голос сработал как сигнал к действию: Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов ему в грудь.
Проведённая экспертиза подтвердила, что пуля попала в Лермонтова, когда он стоял с высоко поднятой правой рукой. К тому же в пользу выстрела в воздух свидетельствует тот факт, что пистолет Лермонтова после дуэли был разряженным.
Дуэль закончилась трагедией, потому что были совершены грубейшие нарушения дуэльного кодекса: одно совершил Мартынов, другое Столыпин, причём поступок Столыпина превратил секундантов в участников убийства, за которое они должны были понести наказание. Этого они и боялись. К слову, у Трубецкого вообще была подмоченная военная репутация.
Двойное преступление и стало той тайной, о которой Мартынов и секунданты договорились молчать.
Я люблю Лермонтова и часто думаю о той дуэли. Это болезненные думы. Поэт погиб в 27 лет, совсем ещё молодой человек, преемник Пушкина, гордость русской литературы! Конечно, ему не надо было задирать Мартынова, ведь глупые и тщеславные люди страшно обижаются и в своей обиде не знают жалости ...
Мне приятно знать, что Лермонтов был дорог писателю Константину Паустовскому. Константин Георгиевич любил Лермонтова и даже написал рассказ о том, как плохо стреляющий Мартынов нанял солдата с винтовкой, чтобы тот из засады наверняка убил Лермонтова ...
А ещё Паустовский написал сценарий к художественному фильму "Лермонтов", который был поставлен в в 1943 году - в разгар Великой Отечественной войны (1941-1945).
Кадр из художественного фильма "Лермонтов", 1943 года.
В главной роли Алексей Консовский.
В кадре Лермонтов ещё стоит, но он уже убит пулей Мартынова.