Его реализм порождал скандалы на протяжении всей его жизни....
Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.»
“От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я”?”, - (Александр Дюма-сын)
Критическое отношение самого Курбе к традиционной живописи хорошо иллюстрируют его ню.
Говоря об изображении обнажённой женской натуры у Курбе, чаще приводят в пример его «Купальщиц», наделавших переполох в Салоне 1853 года. Насмешки сыпались на Курбе одна за другой. Массивная обнаженная женщина, выходящая из воды, была прямой противоположностью и одалискам классика Энгра, и романтическим, восточным моделям Делакруа. Светлый свежий колорит противоречил краскам предыдущих картин Курбе.
«Купальщицы» были открытым выступлением уже не против старых сюжетов, но против всех прежних концепций обнаженной натуры в живописи. Картина так шокировала пришедшего в Салон Наполеона III, что он стегнул по ней хлыстом, а императрица Евгения, вспомнив о своем посещении конской ярмарки, произнесла: «Это тоже першерон?»
«Купальщицы» нарушали сразу несколько «правил хорошего тона».
Во-первых, женщина была слишком реалистична. Раньше обнажённая женская фигура имела право принадлежать лишь мифическому персонажу.
Во-вторых, публику рассердили сами позы женщин - они не были мотивированы каким-нибудь сюжетом, хотя некоторые критики нашли, что поднятая рука женщины напоминает позу, характерную для Марии Магдалины («не прикасайся ко мне»), при её встрече с воскресшим Христом возле гробницы. Эта трактовка делала картину ещё более кощунственной.
В-третьих, обнажённая фигура должна обладать классическими пропорциями - вот незыблемое правило, к которому привыкли посетители Салона. Всякое искажение пропорций воспринималось как вызов. Один критик заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита.
- Вытянутая рука женщины обещала зрителю сюжет, но на картине ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствую себя обманутыми.
- Многих зрителей возмутила не очень чистая накидка на бёдрах женщины, и особенно, грязные ноги сидящей героини.
Г. Курбе. "Купальщицы"
Теперь Курбе нередко стали бросать обвинения, что его живопись примечает лишь уродливое.
Например, в картине «Женщина с попугаем» некоторые критики не увидели главного, зато отметили нечистое мятое бельё и неухоженные растрёпанные волосы.
Хотя эта картина несомненно обладает достоинствами - женщина написана реалистично, а сама картина наполнена здоровым эротизмом.
В целом, картина была неплохо принята в Салоне, и Курбе поверил, что её купят для государственного собрания. Не купили.
Г. Курбе. Женщина с попугаем.
Скандальное полотно «Спящие», поднимающее тему лесбийской любви.
Г. Курбе. "Спящие"
Картины Курбе, представляющие одиночных обнажённых героинь, выдержаны в академической манере, которая так ценилась Салоном. Наиболее удачная среди них - «Весна»
Г.Курбе. "Весна"
Картина «Источник» тоже выдержана в академической манере. Вполне вероятно, что полотно явилось ответом на картину с таким же названием и похожим сюжетом Доминика Энгра.
Г.Курбе. "Источник"
Д. Энгр. "Источник"
«Женщина в волнах», вызывает в памяти Афродиту, рождённую из морской пены. Но поднятые руки, придерживающие волосы ещё больше «оголяют» тело, хотя оно погружено в воду. Это делает божественную Афродиту вполне земной и реальной женщиной.
Г.Курбе. "Женщина в волнах"
Основатель реализма, Густав Курбе не мог в своем творчестве пройти мимо фотографии. Он не только коллекционировал снимки обнаженной натуры, но и активно использовал их в своей работе. Известно, что художник обращался к фотографии Валлу де Вильнева для изображения фигуры природы в картине «Ателье», и других ню. Создавая ряд произведений, Курбе искал вдохновения в фотографиях эротического содержания.
«Происхождение мира»
История “L’origine du monde” - в русских переводах, “Начало мира”, “Происхождение мира” и даже “Рождение мира” - не менее скандальна, чем жизнь ее создателя. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Картина сразу после своего появления попала в коллекцию к Халил- Бею, турецкому послу в Санкт-Петербурге, обосновавшемуся в Париже. Он был известным покровителем изящных искусств и страстным коллекционером. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате.
В 1868 году коллекция Халил-Бея была распродана, и картина поменяла нескольких владельцев, пока в 1955 году не вернулась в Париж в качестве собственности Жака Лакана. Знаменитый философ и психоаналитик точно так же держал ее взаперти.
Жак Локан посвятил картине несколько своих лекций психоанализа, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа", Le seminaire /livre XI/, les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse , где приводит базовые примеры о картине. Но саму картину не показывают ни на одной выставке.
Работу не показали даже на ретроспективе Курбе 1977 года в Гран Пале. А в 1994 году полицейские Клермон-Феррана и Безансона потребовали изъять из продажи книгу, обложка которой была украшена репродукцией "Происхождения мира". Наследники Лакана передали картину государству в качестве налога за вступление в права наследства.
В настоящее время эта работа экспонируется в музее Орсе в Париже, где к ней приставлен специальный охранник, наблюдающий за реакцией публики. И ещё, картину защищает пуленепробиваемое стекло.Так, на всякий случай.
Таким образом, “L’origine du monde” - являет собой уникальный образчик, так называемого, сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в казалось бы не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.
Как считал сам Курбе, это полотно превосходило творения Тициана. С момента создания - 1866-й - «Происхождение мира» никогда открыто не выставляли, о нем слагались легенды, оно шокировало даже видавших виды волокит