Царская Россия не входила в число ведущих автомобилестроительных держав. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два - Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1915-1916 годах . А потом был 1917 , разруха-с ... И ни один новый завод до всех этих событий не был достроен.
Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Под катом - большая подборка автомобильных постеров той эпохи. На некоторых из них легко различима цена автомобилей в рублях. Для того, чтобы оценить уровень этих цен, достаточно знать уровень зарплат.
Для справки: некоторые
сведения о положении рабочих Петербурга в 1910х годах:
("Деловой Петербург» № 27 (1859) от 17.02.2005)
http://www.dpgazeta.ru/article/1055В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.) Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей была зарплата американского рабочего - 1300 рублей.
В системе горэлектротранса Петербурга мастера по ремонту оборудования получали 840 рублей в год, ремонтники стрелок - 720 рублей, простые слесари - 480 рублей, кондуктора и вагоновожатые - по 40 и 45 рублей в месяц и "квартиру натурой" - это означало проживание в служебном семейном общежитии. "Линейные работники", получавшие годовые оклады до 840 рублей и прослужившие не менее 1 года, получали наградные 2 раза в год по 70% оклада, или всего в год 140%.
В 1914 г. оклады были повышены: мастерам по ремонту трамвайных вагонов - до 1100 рублей в год, мастерам по ночному осмотру - до 1200 рублей, помощникам мастера - до 900 рублей, ремонтникам моторов - до 900 рублей.
А вот и курс доллара на 1910 год:
Так что минимальной конфигурации роскошь вполне укладывалась в годовой заработок квалифицированного рабочего.
О
инженерах c их тыщами даже и говорить не станем...
Полнее о доходах см. тут. Другое дело геморройное по тем временам это было занятие... Это вам не современное авто...
(с) Картинки позамствованы:
http://lobgott.livejournal.com/137107.html Подробнее о Российской империи см тут. PS. А
здесь Олег Тарасов рассказывал о рекламе советских автомобилей. При этом за детище советского автопрома приходилось отдавать минимум два годовых оклада , да еще и в очереди постоять...