Лирики, инженеры и революция...

Sep 22, 2011 00:08



Начиная с 40х годов 19 века войны стали выигрывать уже собственно не военные , а инженеры .  Достаточно обратить внимание на результаты крымской кампании.  И хотя Русская инженерная школа сумела и в этих условиях показать себя вполне зрелой, война была проиграна.  И в целом в связи с технологическим отставанием РИ от Англии с Францией.





Без появления массовой национальной и профессиональной корпорации инженеров никаких войн выиграть нельзя . Это стало предельно ясно.
В России подобная корпорация появилась во второй половине 19 века . В пореформенное время было резко подорвано всякое уважение к традиционному классическому, гуманитарному образованию и оно оказалось исключительно сильно дискредитированным в глазах общества .



Подобное однако не было для России новостью , можно вспомнить апокрифическую фразу Петра 1 , о том ,что от богословия нас вши заели .
В обществе появилось устойчивое мнение ,что и от засилья классического образования мы войну проиграли и в дерьме теперь сидим .
Однако подрыв уважения к классическому образованию одновременно сопровождался резким повышением в глазах общества престижа реального ,технического образования и естественных наук . Ученый-естественник , инженер , изобретатель , врач ,агроном - оказались для общества более престижными и выше по значению юристов и чиновников .Отрицание традиций и прошлого и очевидная отсталость страны привели к небывалому росту интереса к наукам и технике.



Именно в это время , на этой волне интереса к естественным наукам и технике появились практически все известные русские ученые и инженеры .
В пореформенный период появилось большое количество различных обществ и организаций ,которые занялись распространением и пропагандой научных и технических знаний .
Появилось немалое число разных технических и научных журналов , как популяризаторских , так и специальных .
В это время образовалось Русское техническое общество .
Именно Русское техническое общество провело огромную работу по созданию системы ремесленного образования , специальных технических школ для обучения рабочих .
Причем это нововведение имело исключительное значение для развития страны .



В России появилась возможность подготавливать квалифицированные рабочие кадры для индустриальных предприятий.
Другое дело ,что сеть этих учебных заведений была очень недостаточной и недостаточной именно стараниями властей , ну не были чиновники в этом заинтересованы .
Сохранение дворянского и чиновного уклона в доступности к образованию ( и привилегий ) и необходимость подготовки технических кадров( по большей части из недворян ) провели к разделению системы образования на две части .
Средняя школа была разделена на классические гимназии , в которых основной упор делали на гуманитарные предметы и дисциплины и мёртвые языки и на реальные гимназии ( позже училища ) в которых в основном изучали естественные науки и некоторые технические дисциплины .
Выпускники реальных училищ были неполноправными и не могли поступать в университеты , а только в высшие технические учебные заведения .
Выпускники классических гимназий однако не имели достаточной подготовки для поступления в высшие технические училища и на
естественно-научные факультеты университетов .
Пришлось нехотя допустить выпускников реальных училищ до естественно-научных и медицинских факультетов университетов .



Впрочем и во всех высших технических учебных заведениях давали и солидное теоретическое образование . Например качественное преподавание экономических дисциплин было только в высших технических и коммерческих учебных заведениях .Система реального образования появилась под нажимом внешних причин и под давлением общества . Она оказалась и популярной , русские купцы и предприниматели стали отдавать своих детей на обучение в реальные и коммерческие училища.

Кроме государственных реальных училищ , были ещё и немецкие лютеранские реальные училища , которые имели очень жесткую дисциплину и давали серьёзную техническую подготовку , на уровне техникумов .
Появились и частные технические школы , которые давали образование одновременно и реальное и среднее техническое образование .Понятно ,что чем больше квалифицированных инженеров и техников ,то тем больше среди них будет талантливых изобретателей и организаторов производства .Именно из инженеров и надо -бы  набирать и государственных чиновников .



Однако с количеством выпускаемых инженерных кадров были проблемы .В 50-60 годах 19 века на территории Германского союза ежегодно выпускалось всеми высшими техническими учебными заведениями около 300 инженеров .В конце 19 века на территории теперь уже Германской империи ежегодно выпускалось уже более 3000 инженеров и число технических специалистов с высшим образованием выросло более чем в 12 раз .В конце 19 века во Франции ежегодно выпускалось более 1000 инженеров .К началу Первой Мировой Войны в Германии было до 60.000 дипломированных инженеров , во Франции около 40.000 . Зато вот в Великобритании было всего только 15.000 инженеров .Причем большая часть из них не имела высшего инженерного образования .

Для английской аристократии инженерное и естественно-научное образование было не престижным и развитию высшей технической школы в Англии большого внимания не уделяли .
Известно , что почти все великие английские изобретатели и и инженеры конца 18 века и первой половины 19 века были или самоучками или получили домашнее образование .
Подобная ситуация сохранялась и во второй половине 19 века . Результатом стало  отставание Англии в техническом развитии  в первой четверти 20-го века.



Это между прочим рабочие и техники.В России в 1894 году было выпущено всеми высшими техническими учебными заведениями только около 400 инженеров и училось их только 4000 .
Ещё И. А. Вышнеградским ( который был и математиком и инженером и талантливым изобретателем ) в середине 80х годов 19 века была предложена программа резкого расширения высшего технического образования , но стараниями реакционеров и консерваторов она была повалена .Общее мнение их было таковым , что мол от наших инженеров никакого прока нет и они все потенциальные смутьяны и бомбисты и что лучше приглашать их из других стран , а у нас их готовить - это только революционеров и безбожников плодить .И приглашали иностранцев .
По разным оценкам количество иностранцев-инженеров в России конца 19 века было около 15 тысяч человек .
Не мало было и русских инженеров получивших образование вне России .



Только влияние С.Ю.Витте ( тоже не гуманитария , а физика и математика ) помогло пробить программу расширения числа высших технических учебных заведений .
К 1904 году количество студентов во ВТУЗах Российской империи выросло до 13000 , и ежегодно выпускалось уже более 1000 дипломированных инженеров .
Кроме этого С.Ю.Витте ввел по германскому и французскому образцу новый тип высшего технического учебного заведения - Политехнический Институт .
Это были самые лучшие и престижные ВТУЗы Российской империи .  И к началу первой мировой  положение начало выправляться.

Накануне Первой мировой войны в универ­ситетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без ме­дицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведе­ниях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов та­кого рода.
Только в пяти мужских технологических институтах ведомства Министерства народного просвещения (Московском, Петербургском, Харьковском, Киевском и Томском) в 1913 году училось 10 000 инженеров. Но это только часть политехнических вузов (были технические институты ведения министерства промышленности и торговли, МПС, почтового ведомства, горные институты, военно-инженерные и т.д.) Всего - в 1913 году от 22 до 30 тысяч студентов-инженеров (почти в два с половиной раза больше, чем в Германии!).



Политехнические институты давали одновременно качественное естественно-научное образование , отличную инженерную подготовку и экономическое образование .
Не было и ограничений на оснащение лабораторий и учебных мастерских лучшим новейшим оборудованием Политехнические институты были абсолютно независимыми от косного министерства народного просвещения и от сословных ограничений и там преподавали лица не терпимые в системе министерства .Попытки вводить технические дисциплины и технологическое образование в высших учебных заведениях системы министерства народного просвещения успеха не имели и встречали открытое сопротивление в этом министерстве .



Как же относилось Министерство народного просвещения к требованиям общества по отмене классического образования и потребностям страны в инженерах и агрономах ?
Для начала были признаны не имеющими силы на территории России , все дипломы о высшем образовании полученные вне России и иностранные ученые степени и звания .Даже дипломы российских ВТУЗов и свидетельства об окончании Высших Военных Учебных заведений России и то не признавались министерством народного просвещения. Дело доходило до маразма , например любой профессор Артиллерийской Академии или Морской Академии или Академии Генерального Штаба не имевший аттестата классической гимназии и естественно не окончивший университета не считался лицом имевшим высшее образование .



Например генерал по адмиралтейству Крылов , инженер и ученый с мировым именем не мог претендовать даже на место учителя начальной школы .
Тоже можно сказать про А.Иоффе , Л.Мандельштаме и о Софье Ковалевской. Инженеров с иностранными дипломами и степенями это почти не задело , ибо никакого влияния на их признание инженерами министерство народного просвещения не имело и иметь не могло . Зато вот пресловутых "волчьих билетов" министерства народного просвещения для учащихся в Военном и Морском министерствах и Министерстве Финансов не признавали . Витте смог похерить и печально известный "Циркуляр о кухаркиных детях" от 1 июля 1887 года , в системе министерства финансов этот бред не действовал .



(с) http://borman784.livejournal.com/

Реальное образование с его естественными и техническими науками это создание кадров для модернизации страны .Классическое образование инженеров и агрономов дать не может .
В итоге в страну пришлось приглашать многие тысячи инженеров и агрономов из Европы . Не хотели готовить в достаточном числе своих инженеров и агрономов , прошлось кормить иностранцев . Ну а , то что это угрожало безопасности государства , так для министров народного просвещения было мелочью . Например , когда С.Ю.Витте начал расширять число технических училищ и о ужас снял почти все ограничения для малоимущих , старообрядцев , сектантов и даже евреев , то эти его меры вызвали большое недовольство министров народного просвещения и Победоносцева . Вот чего в России хватало, так это чиновников с университетскими дипломами.



Теперь рассмотрим вопрос о якобы высокой нравственности лиц получивших классическое образование .Это просто миф оставшийся с 19 века и весьма поддерживаемый современной гуманитарной образованщиной , которая видит в науке и технике всемирное демоническое зло и причину всех мировых проблем . Я специально взял энциклопедический словарь Гранат и пересчитал всех революционеров по тому , какое образование они получили или пытались получить . Так вот из классических гимназий , университетов и духовных учебных заведений революционеров вышло много больше, чем из рядов тех кто получил реальное образование .Самым классическим из всех видов образования в России было обучение в семинариях и других духовных учебных заведениях ,но сколь много революционеров вышло именно оттуда .



Вот например подсчет 304 человек из верхушки партии большевиков по их образованию :

Окончили классические гимназии 33 человека ,не окончили обучения в них 20 .

Реальные ,коммерческие и средние технические училища и им подобные заведения окончил 21 человек ,не окончили обучение 8 человек .
Университеты и высшие женские курсы окончило 45 человек ,не окончило 35 человек .

Высшее техническое образование получили 19 человек , не окончили 13 человек .

Духовное образование получили 5 человек и 3 не окончили обучение .

Военное и военно-морское образование получили 7 человек и 1 не окончил обучение .

Прочее высшие учебные заведения (аграрные ,медицинские ,ветеринарные , юридические и т.п. ) окончило 11 человек ,не окончило 9 человек .

С начальным образованием 46 человек.

С домашним образованием и самоучек 20 человек .

Данные по образованию подсчитаны по последнему месту учёбы .
Сразу видно ,что инженеров среди большевиков было очень мало .

Зато было много выходцев из духовного звания и обедневших владельцев "Вишневых садовЪ"...

О-да у многих из них были Дипломы, но кто из них кроме Красина, мог похвастать работой по специальности? Ну разве, что Котовский.

Более того очевидно что  именно упор на  реальное образование делает общество более устойчивым к революционным идеям .

И к чему привело засилье классически образованных экстерном юристов и семинаристов - недоучек??



Накануне и после 1917 года страну покинули тысячи высокообразованных людей, в том числе около 30 тысяч дипломированных инженеров и студентов - естественников, внесших впоследствии значительный вклад в развитие высокотехнологичных отраслей как в Европе, так и в США. И заметьте- редко кто из них работал не по специальности...

Например, известные исследователи истории российской авиации В.Р.Михеев и Г.И.Катышев в своем капитальном исследовании о И.И.Сикорском проанализировали биографии 75 ведущих российских специалистов работавших до 1917 года вместе с создателем «Ильи Муромца» в том числе на авиационном предприятии компании РБВЗ. Из них только один погиб до 1917 года, 25 погибли между 1917 и 1924 годом. 32 эмигрировало. Причем среди эмигрантов - не только сам И.И.Сикорский и сотрудники его фирмы, но и такие выдающиеся специалисты как С.П.Тимошенко, Г.А.Ботезат, А.А.Лебедев, Л.В.Базилевич в течении многих десятилетий являвшиеся «золотым фондом» науки и техники Франции и США. Только 17 специалистов из 75 остались работать в СССР, причем 8 из 17, включая выдающегося конструктора истребителей Н.Н.Поликарпова, были репрессированы [Михеев, Катышев 2003]. Как резюмирует Вадим Михеев в другой своей работе: «В Гражданскую войну было уничтожено большинство заводов, разорены аэродинамические лаборатории, нарушилась подготовка кадров, но самое главное - российская авиация лишилась лучших своих специалистов. «Вожди» советской авиации были вынуждены тратить народные средства на содержание «рапалльских» немцев и наем третьесортных иностранных авиаконструкторов, а то и просто международных авантюристов, в то время как сотни авиаторов трудились в условиях эмиграции. По свидетельству современников, к началу 1930-х годов «русские летчики и инженеры в Америке сумели зарекомендовать себя так хорошо, что при образовании новых предприятий лица, их финансировавшие, ставили условием, чтобы половина инженеров - были русские. Большинство специалистов осели в странах с высокоразвитой промышленностью, в первую очередь в США» [Михеев 2003]. Аналогичные результаты дает выборочный просмотр биографий ведущих специалистов в других отраслях: между 1917 и 1925 годами Россия потеряла в разных секторах «высокотехнологичной» промышленности от 70 до 90 процентов наиболее квалифицированных кадров.



Исследования последних лет показывают, что основы успеха основных отечественных высокотехнологичных отраслей, таких как машиностроение, химическая, электротехническая, оптическая, авиастроительная, судостроительная, оборонная промышленность, энергетика были заложены не после революции, а в последние два предреволюционных десятилетия, а (например) пищевая и текстильная промышленность в СССР так и не смогли восполнить потери технологического уровня и утрату позиций на мировом рынке имевшие место после революции 1917 года. Точка зрения современных историков многих отраслей промышленности может быть сведена к двум позициям: одни считают, что советские проекты в технологической сфере ( например, план ГОЭЛРО) были «лишь бледной калькой дореволюционных программ», другие, подчеркивая достижения СССР и роль в них лично Ленина и Сталина, признают, что эти достижения опирались на образовательный и научный потенциал дореволюционной России. Например, В.Л.Гвоздецкий и О.Д.Симоненко пытаясь показать «пример созидательной деятельности новой власти», тем не менее признают: «В течение прошедших восьми десятилетий умалчивалось или говорилось мимоходом, вскользь, о главном: об уровне развития производительных сил дореволюционной России, о ее материальных, ресурсных и трудовых возможностях, о наличии крупнейшей в мире отечественной энергетической школы» [Гвоздецкий, Симоненко 2007, 56-57]. "



А  уже в 1928 начались разборки с инженерами старой школы, еще пока не расстрельные дела, а в 1935 в курсы Всех технических вузов ввели курс Марксизма в лошадиной дозе, да еще усложнили поступление для лиц "непролетарского происхождения"  и прочих "врагов народа"...  В результате сформировалась советская инженерная иерархия, которая оставалась сравнительно дееспособной только до тех пор, пока ведущую партию в ней играли инженеры старой Русской школы и их непосредственные выученники... Такие как Шухов,  Крылов, Жуковский,  Павлов и Королев, Туполев, Никитин,  а также   примкнувший к ним Калашников...  А провалы в качестве начали традиционно затыкать количеством...



Так что развал СССР в технологическом плане был заложен еще в 30-х годах.  Причем причина была для Большевиков - материалистов - позорнейшая. Они вопреки своему учению поставили во главу угла, не материалистический технократический подход, а идеологические "идеалистические" прожекты. Причем в структуре управления КПСС, несмотря на формальную роль второго секретаря - заместитель по оргработе всегда проезжал мимо кресла первого, которое занимали как правило идеалисты- идеологи, а не прагматики- практики.



Так что-же у нас случилось 25 октября 1917 года?

Победа Лириков над Физиками, или Феодальная контрреволюция?

инженерное, истории изобретений, ссср, Российская Империя

Previous post Next post
Up