"Камера пыток" № 57

May 07, 2007 12:07

Получил вчера любопытные агентурные сведения. На прошлой неделе в Сыктывкарском городском суде был переполох. В судебное здание, что по улице Пушкина, явилась группа высокопоставленных товарищей господ во главе с председателем Верховного суда Коми Вячеславом Шишкиным. Товарищи Господа с серьезными лицами ходили по кабинетам помощников судей и секретарей судебных заседаний и мерили их - кабинеты - едва ли не линейкой.

Переполох спровоцировала председатель Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Игорь Сажин (seringvar), подавший в горсуд беспрецедентную жалобу. Камрад Сажин обжаловал в суде бездействие Управления Судебного департамента по Республике Коми, связанное с плохим материально-техническим оснащением суда, который будет рассматривать гражданское дело. Такой вот ребус. А правозащитников, в свою очередь, вдохновил председатель Сыктывкарского городского суда Александр Пономарев. Подробности ниже (кто полезет под кат, погубит 1 Мб трафика).

20 марта 2006 года господин Пономарев утвердил Правила поведения посетителей в здании и помещениях суда:


В целом разумный документ содержит ряд положений, противоречащих принципам справедливого судопроизводства. Самым спорным выглядит пункт 1.5: «Количество посетителей (кроме участников процесса) в судебном заседании может быть ограничено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами объема воздуха залов судебных заседаний, а также строительными норами предельных нагрузок на конструкции зданий».

В развитие этой «нормы» на первом этаже суда вывешены сведения о предельной наполняемости судебных помещений, якобы рассчитанные на основании как-то СНиПов и СанПиНов:


На нескольких резонансных для Коми процессах я лично наблюдал, как приставы или сами судьи гнали из залов судебных заседаний лишних зрителей. Ссылаясь, понятное дело, на санитарные правила. Я бы понял такую трогательную заботу о безопасности граждан, если бы руководство судебной власти ко всем относилось с возвышенным человеколюбием. А то посмотришь на условия труда секретарей и помощников судей, и хочется публично сжечь все руководство Судебного департамента при Верховном суде РФ на Стефановской площади. Судебный департамент - это, кто не знает, государственный орган, отвечающий за материально-техническое оснащение судов.

Самый вопиющий пример надругательства над техническим персоналом сыктывкарского суда - это кабинет 57, где на 18 квадратных метрах трудятся 9 человек. Эти несчастные даже дверь никогда не зарывают в своем кабинете, так как в нем всегда очень душно.




Месяца три назад пошел я с этой проблемой в Управление Роспотребнадзора по Коми к знакомому санитарному врачу. Спросил его: «Существуют в природе санитарные правила, которые устанавливают нормы объема воздуха залов судебных заседаний». Он хихикнул, сказал, что это полнейший абсурд, и добавил: «Давай теперь и для дискотек нормы наполняемости установим».

- А как насчет девяти работников на 18-ти «квадратах»? Это санитарным нормам не противоречит? - продолжал я.

- Противоречит, естественно.

- Жалобу написать по этому поводу Глушковой (главному санитарному врачу Коми - Э.М.)?

- Издеваешься. Думаешь нам больше заняться нечем?

- Ладно, не буду ничего писать. Но дайте, хотя бы, соответствующий СанПиН почитать.

Дал он мне СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (введены в действие постановлением главного грузинофоба государственного санитарного врача РФ Геннадий Онищенко от 3 июня 2003 года № 118). Спешу обрадовать страдальцев из кабинета № 57. При той компьютерной технике, которую они используют, на девять душ положено выделить 52 «квадрата» кабинетной площади. И это минимум! А пункт 9.1 СанПиНа - это вообще песня: «При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м». Добавляем к этому пункт 6.1 («Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева»)и получаем «смертный приговор» злосчастному кабинету. Если кто-то сможет выполнить два этих правила на 18 «квадратах», ему точно дадут Нобелевскую премию в области математики.

Можно было, конечно, и глубже копнуть. Посмотреть, в частности, что строительные правила говорят насчет количества туалетов в административных зданиях (с этим делом в горсуде большая напряженка). Или точно установить, есть ли в суде специальное помещение для курения (по моим данным, нет). Но мы решили ограничиться исключительно частью 3 статьи 37 Конституция РФ: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Дальше все было предсказуемо.


КПК «Мемориал» написала обращение председателю суда Пономареву с просьбой сообщить подробности о нарушении трудовых прав служащих суда:


Пономарев переправил наше обращение в Управление Судебного департамента по Республике Коми:




Управление Судебного департамента дало нам абсолютно циничный ответ:


Нам не привыкать. Камрад Сажин подал в Сыктывкарский горсуд заявление об оспаривании бездействие Судебного департамента:




Рискну предположить, что это самое смешное судебное заявление, которое когда-либо поступало в сыктывкарский суд. А вот приезд в горсуд товарища господина Шишкина с линейкой ничего хорошего, боюсь, не предвещает. Чует мое сердце, намаемся мы с этим делом, намаемся. Ну, ничего, нервы у нас крепкие. Да еще туалеты в запасе остались.

Ужасы Сыктгорсуда

Previous post Next post
Up