Армянская церковь (церковь святой Рипсиме) в Ялте

Jun 07, 2016 20:01


Рассказывая недавно про ялтинскую улицу Загородную, я упоминал, что здесь располагается одна из известных и весьма привлекательных достопримечательностей Ялты. Пришло время рассказать о ней подробнее.

Итак, церковь святой Рипсиме, в советское время более-менее официально именовавшаяся просто «Армянская церковь». Хорошо это или плохо, но «старое» название широко используется и до сих пор. Здание было построено в 1909-1917 годах, после войны использовалось как помещение для одного из отделов ялтинского краеведческого музея, в 1993 году было возвращено верующим. Считается одним из шедевров армянской архитектуры Крыма. Посещение территории свободно (кроме, если я не ошибаюсь, понедельников, когда территория закрывается).

На заглавной фотографии - южный фасад здания. Ниже будет ещё много фотографий и немного рассказов.



Для начала - немного истории.

Армянская диаспора в Крыму всегда была довольно большой, её расцвет пришёлся на период генуэзского правления на южном берегу. Даже несмотря на многочисленные последующие переселения и возвращения, армяне оставались одним из самых заметных «малых» народов Крыма. В конце XIX - начале XX века армянская община Ялты была весьма большой, а многие её представители были довольно зажиточны.

Армянский нефтепромышленник Погос Тер-Гукасян заказал проект церкви в память о своей рано умершей дочери Рипсиме (она захоронена в усыпальнице при церкви). Автором проекта выступил архитектор Габриэль Тер-Микелян. Важным источником для его вдохновения послужила церковь святой Рипсиме в Эчмиадзине 618 года постройки (ялтинский храм во многом копирует её). Важную роль в разработке проекта принимал также известный армянский художник Вардгес Суренянц, он же занимался внутренним оформлением церкви, однако смерть в 1921 году помешала ему закончить работу. Активное участие в оформлении церкви принимали участие также скульптор Сергей Меркуров и художник Тарагрос Тер-Варданян.

Парадный вход на территорию церкви выходит на улицу Загородную (прямо у места ответвления от неё улицы Ленинградской). Территория церкви окружена фундаментальной оградой, стилистически образующей с церковью единый комплекс. Вот деталь оформления стены, окружающей Армянскую церковь.
-1-


Один из двух пилонов, обрамляющих парадный вход в церковь.
-2-


А вот и сам парадный вход с лестницей. Есть ещё дополнительный вход, выходящий на улицу Ореховую.
-3-


Архитектурная композиция с внушительной лестницей (насчитывающей сто ступеней) и самим зданием церкви, словно парящим над землей, очень впечатляет.
-4-


Здание церкви возведено из вулканического туфа. Парадная лестница ведёт к южному фасаду, где имеется ложный вход: там на цокольном этаже имеется лишь поминальная ниша (парадный вход находится с западной стороны). Справа от ниши располагается усыпальница Рипсиме, слева от неё находится могила Вардгеса Суренянца. Южный фасад наиболее богат элементами оформления (разнообразная резьба, розетки, плетения, купола, арки и другое). Второй этаж южного фасада украшает трёхарочная галерея с балконом в центре, а третий этаж - крест, опирающийся на два арочных окна.
-5-


По левую сторону от лестницы имеется небольшой скверик с витиеватой дорожкой.
-6-


-7-


Столик и лавочка.
-8-


Южный фасад с его подножия.
-9-


Апсида склепа, где захоронена Рипсиме, дочь заказчика строительства церкви.
-10-


Покой усопшей охраняют два ворона.
-11-


Лавочка рядом с апсидой склепа.
-12-


Ещё один вид на южный фасад с ложным южным входом.
-13-


Элементы оформления крупным планом.
-14-


Могила Вардгеса Суренянца. Лестница слева ведёт к основному входу в церковь.
-15-


Мемориальная табличка над могилой.
-16-


Ещё деталь оформления.
-17-


И ещё.
-18-


Вид с балкона вниз на лестницу.
-19-


Вид направо на склоны Дарсана и на Холм Славы, где располагается Мемориал памяти жертв Гражданской и Великой Отечественной войн.
-20-


Двери южного фасада, ведущие в зал церкви (это не парадные, а лишь дополнительные двери).
-21-


Над южным входом имеется надпись на армянском языке: «В память благодетеля этой церкви Погоса Тер-Гукасяна, который воздвиг этот чудотворный храм во имя преждевременно скончавшейся дочери своей Рипсиме в 1909-1917 году».
-22-


Надпись над одним из соседних южных глухих арочных входов гласит: «Хачкар установлен в честь столетия со дня возведения церкви святой Рипсиме». Хачкар (дословно означает «крест-камень») - армянская святыня, представляющая собой стелу (или, как в нашем случае, плиту) с резным изображением креста.
-23-


Вход на балкон южного фасада.
-24-


Во время Великой Отечественной войны здание храма частично пострадало, следы от разрушений устранили только в 1960-е годы. Тогда же в помещениях церкви разместили один из филиалов ялтинского краеведческого музея. Церковь и прилежащую к ней территорию можно увидеть в целом ряде фильмов («Три толстяка», «Овод», «Щит и меч», «Праздник святого Йоргена», «Мастер и Маргарита»). В 1993 году культовое сооружение было возвращено верующим.

Центральный (западный) вход в церковь.
-25-


Северный фасад церкви. В саму церковь с фотоаппаратом я не заходил (нужно же что-то оставить моим читателям на самостоятельное изучение :)). Впрочем, в здании церкви я бывал как минимум дважды: ещё в раннем детстве, когда тут ещё работал краеведческий музей (мало чего помню), и где-то в середине 1990-х, когда тут заканчивали строительство небольшого оргáна. О внутреннем убранстве церкви я ничего не могу сказать, но, по слухам, там красиво, побывать стоит.
-26-


Ещё вид на церковь с северо-востока (слева - алтарная часть церкви).
-27-


Второй вход на территорию церкви, что выходит на улицу Ореховую.
-28-


А вот так выглядит церковь издалека (со склонов холма Дарсан).
-29-


И ещё одно фото на прощание.
-30-


Спасибо за внимание!

крымские походы, фотографии, Ялта

Previous post Next post
Up