Мы продолжаем рассказывать о железнодорожном транспорте Московского края. С момента нашей
публикации год назад открылась станция пригородных экспрессов Киевского направления "Улица Лобачевского", с удобной пересадкой на Каховскую линию московского метрополитена. В связи с этим, здесь вы можете увидеть обновленную схему поездов-экспрессов.
В этот раз мы представим планы, касающихся грузовых поездов и поездов дальнего следования (ПДС).
Грузовые поезда уже сейчас все реже встречаются внутри Москвы. Все основные потоки грузов через 2-3 года будут окончательно выведены на Большое Кольцо МЖД, там же располагаются грузовые станции и дворы. Внутри Москвы останутся только несколько небольших грузовых станций, специализирующихся на контейнерных перевозках, предназначенных для потребителей непосредственно в Москве. Причем эти станции находятся как можно ближе к МКАД - например, Кунцево-2 и Люблино. На каждом направлении останется только одна такая станция. На Малом кольце МЖД останется 4-5 грузовых станций. Грузовые поезда уже сейчас ходят по Малому Кольцу только с 22 до 6 часов. Отдельных путей для грузового сообщения не нужно и на радиальных направлениях - здесь грузовые поезда идут по одним путям с пригородными экспрессами и ПДС вне часа пик. Этих поездов хватит, чтобы по служебным веткам привозить на немногие оставшиеся в пределах Москвы крупные промышленные предприятия грузы (в основном, жидкости).Более серьезные перемены ждут дальнее пассажирское сообщение.
Как известно, многие вокзалы Москвы являются тупиковыми. Это приводит к тому, что почти все поезда заканчиваются в Москве, и многие пассажиры должны пересаживаться, теряя время в городе. Кроме того, тупиковый вокзал имеет меньшую по сравнению со "сквозным" вокзалом пропускную способность, нуждается в большем количестве путей, и т.д. Мировой опыт показывает, что многомилионные инвестиции в переоборудование тупиковых вокзалов в сквозные хорошо себя окупают. Примеры - это такие города как Антверпен, Штутгарт, и многие другие.
В Москве в ближайшее время будут построены 2 сквозных вокзала, которые возьмут на себя почти всё дальнее сообщение, полностью изменив схему движения ПДС в городе. Строительство этих вокзалов - часть комплексного плана интеграции дальнего, пригородного, городского пассажирского железнодорожного транспорта и метро.
Некоторые планы развития ж/д сети Москвы предполагали строительство глубоких тоннелей в центре Москвы - например, чтобы связать Павелецкий вокзал с Ярославским, а Киевский - с Казанским. Эти планы были очень дорогостоящими и заняли бы очень много времени - пришлось бы строить тоннели ж/д габарита глубокого заложения, несколько глубоких станций с новыми выходами в плотную застройку и пересадками на линии метро. В связи с этим, от этих планов было решено отказаться в пользу строительства в будущем новых линий метро, в том числе частично и в центре города.
Вместо этого, будут построены два новых вокзала - Западный и Восточный.
Западный Вокзал уже строится и откроется к 190-летию РЖД в 2027 году. Он будет расположен недалеко от Москва-Сити и будет включать в себя платформу "Тестовская", станцию на МК МЖД, а также 8 подземных путей для поездов-экспрессов и поездов дальнего следования. Альтернативное название вокзала - Евровокзал, так как на него будут прибывать поезда Белорусского, Рижского, Киевского и, частично, Ленинградского направлений. Поезда дальнего следования будут переходить с Киевского направления на Белорусское перед городом Одинцово, там, где расстояние между двумя направлениями минимальное. Из Петербурга поезда попадут на Западный вокзал через новые пути вдоль МК МЖД и могут продолжить транзитное движение на Белорусское и Киевское направления. С западных направлений поезда от Западного вокзала пойдут к Белорусскому вокзалу и далее, по соединительной ветви, на Ярославское, Казанское, Курское, Горьковское, Павелецкое направления.
Восточный вокзал будет построен на месте грузовой станции Сортировочная Рязанского направления и будет намного крупнее Западного, так как здесь будут пересекаться поезда со всех без исключения направлений. Поезда от Западного Вокзала попадут сюда через тоннель, соединяющий горловину Рижского вокзала и Митьковскую соединительную ветку. Через эту ветку сюда придут и поезда Ленинградского и Ярославского направлений. Поезда Горьковского направления уже сейчас могут попасть к будущему Восточному вокзалу по грузовым путям. Поезда Павелецкого направления перейдут на Курское, а на Курском направлении будет построена ветвь к Рязанскому вдоль Грайвороновской служебной ветви. Таким образом, все разумные транзитные комбинации станут возможны, причем без смены направления движения.
Пассажирам не составит труда добраться до двух новых вокзалов на метро. Район Западного вокзала уже сейчас обслуживается станциями Международная и Шмитовская Кремлевской линии метро. Предполагается, что на Шмитовской будет сделана остановка и проходящего параллельно Рязанско-Тушинского радиуса. Возможно, к Западному вокзалу в будущем придет и еще одна линия. К Восточному вокзалу будет подведен Черкизовский радиус от Партизанской, а далее он пойдет в качестве "хорды" к Авиамоторной, Волгоградскому проспекту, Дубровке, Автозаводской и Тульской.
Помимо непосредственного строительства вокзалов, предстоят и некоторые другие мероприятия, главные из которых:
- модернизация смычки Белорусского, Савеловского и Рижского вокзалов (расширение до 6-8 путей в два яруса, накрытие коробом). Будет частично оплачена инвесторами, которые построят над путями свои здания.
- строительство тоннеля-смычки от Рижского направления к Митьковской ветке (частично задел под этот тоннель оставлен при строительстве тоннеля для городских электропоездов, который связывает Рижское и Ярославское направления).
- строительство соединительных ветвей Киевское-Белорусское направление (Внуково-Одинцово) и Курское-Казанское направление (Грайвороново, частично в тоннеле)
- строительство нескольких ж/д развязок в разных уровнях
- строительство дополнительных главных путей на МК МЖД и нескольких радиальных направлениях
Стоит отметить, что стоимость всех этих мероприятий в несколько раз ниже стоимости "глубокого ввода" через центр Москвы.
Некоторые мероприятия вы можете посмотреть на карте
Google Maps.
Что же станет с уже существующими вокзалами?
Белорусский вокзал продолжит свою работу как полноценный центральный транзитный вокзал. Часть поездов хорошо загруженных направлений Петербург-Москва и поездов Ярославского и Казанского направлений будут по-прежнему заканчиваться на Ленинградском, Ярославском и Казанском вокзалах. Что же касается остальных вокзалов, то на них будут прибывать только городские электрички и пригородные поезда-экспрессы. Количество путей сократится в среднем до 6-ти, освободившиеся территории будут превращены либо в зеленые скверы с подземными паркингами, либо в здания общественного назначения, такие как спортивные комплексы и бассейны, выставочные залы.