20.07.2023: Рельсовый транспорт Московского региона

Nov 28, 2010 11:36

Прошло уже больше 5-ти лет, с тех пор как введена в строй и успешно функционирует система городских электропоездов (ГЭП). Эта система интегрирована с метрополитеном с помощью удобных пересадок и единой системы оплаты проезда. Что же нового произошло в развитии этой системы за последние пять лет и как эта система взаимодействует с пригородными поездами? Мы постарамся рассказать об этом подробнее.

Пассажирский наземный рельсовый транспорт Московского региона делится на несколько видов:
  • городские электропоезда
  • "рельсовые трамваи"
  • местные электропоезда
  • пригородные экспрессы

Городские электропоезда курсируют внутри Москвы, пересекая ее из одного конца в другой. Конечные станции маршрутов ГЭП расположены, как правило, в городах-спутниках Москвы, таких как Одинцово, Мытищи, Зеленоград, Люберцы. Почти везде маршруты ГЭП осуществляют движение по выделенным специально для них путям. Интервалы движения - от 30 минут поздно вечером до 10 минут в час пик. Но так как по одним путям обычно проходят 2 или даже 3 маршрута - минимальный интервал составляет около 5 минут.

Рельсовые трамваи осуществляют перевозки в определенные районы, чаще всего по однопутным веткам (часто служебным) и отличаются малым количеством вагонов, небольшой длиной маршрута и интервалами от 20 минут до 1 часа. В Москве рельсовый трамвай осуществляет движение от Рабочего Поселка в Усово и до Павшино через Рублево и Архангельское, а также из поселка Северный к станции Бескудниково и метро Бибирево.

Местные поезда на территорию города Москвы не въезжают, их конечные совпадают с конечными городских электропоездов, что позволяет сделать удобную пересадку для продолжения движения в область. Так, например, на Рязанском направлении местные поезда из области заканчиваются в Люберцах, на Курском - в Подольске. На некоторых направлениях маршрут городского поезда за пределами Москвы дублируется местной электричкой (как, например, на участке Люберцы - Раменское, где осуществляет движение один маршрут ГЭП и местные электропоезда. От Люберцев в Москву идут уже два маршрута ГЭП). Местные поезда в большинстве случаев следуют со всеми остановками, с интервалом 20 минут и реже, в зависимости от удаления от Москвы.

Чтобы из удаленных районов области добраться до Москвы, большинство пассажиров пользуются не местными поездами, а пригородными экспрессами. Эти экспрессы выросли из поездов типа "Спутник", однако теперь это именно дальние экспрессы с малым количеством остановок в крупных городах. Их задача - как можно быстрее доставить людей на вокзалы Москвы. Интервал движения экспрессов - 30 минут в часы пик и 1 час в другое время.

Схема экспрессов - здесь:



Стоимость проезда в экспрессе не дороже стоимости проезда в местной электричке за пределами зоны городских электропоездов. Но там, где ходят городские электропоезда, нужно платить почти в два раза больше. Сделано это специально для того, чтобы экспрессами пользовались не москвичи для пути с окраин Москвы в центр, на работу, а жители области.

Как же жители области пользуются всеми этими видами рельсового транспорта? Вот несколько примеров:

Один человек живет на станции Столбовая Курского направления, а работает в Москве. Он может:
- от Столбовой на местной электричке (Серпухов-Подольск или Чехов-Подольск) доехать до г. Климовска (бывшая станция Гривно), где останавливается 5-й экспресс Тула - Москва (см. схему). На нем он может быстро доехать до метро Царицыно, Кубанская, или до Курского вокзала.
- от Столбовой на той же местной электричке доехать (со всеми остановками) до Подольска. Здесь пересесть на маршрут ГЭП (время ожидания - 5 минут) и поехать со всеми остановками до нужной ему станции (например, платформа Москворечье).

Иногда, чтобы воспользоваться экспрессом, быстрее проехать одну или две остановки в обратном направлении до станции, на которой экспресс останавливается, чтобы там пересесть на него.

В пределах Москвы поезда-экспрессы всегда останавливаются на станциях - стыковках между ГЭП и местными электропоездами, а также на пересечении с крупными пересадочными узлами метрополитена (таким узлом, например, является станция Варшавская Каховской линии).

Первоначально на многих направлениях поезда-экспрессы ходили по одним путям с поездами ГЭП, что создавало проблемы и опоздания, особенно в час пик. Однако за последние 15 лет были построены дополнительные главные пути почти на всех направлениях.

- На Рязанском направлении 4-5 путей от Москвы до Люберец
- На Курском направлении 4 пути до Подольска и далее
- На Горьковском направлении 3-4 пути до Железнодорожного
- на Белорусском направлении 5 путей от Москвы-Белорусской до Рабочего Поселка, 4 пути от Рабочего Поселка до Одинцово
- на Ленинградском направлении 4 пути до Зеленограда
- на Савеловском направлении 4 пути до Лобни
- на Ярославском направлении 4-5 путей до Мытищ, 4 пути от Мытищ до Пушкино
- на Павелецком направлении 3 пути до Бирюлево (в связи с этим, экспресс 6 с Павелецкого направления уходит на Курское),
4 пути от Бирюлево до Домодедово
- на Киевском направлении 4 пути до Толстопальцево, 3 пути до Апрелевки.

На Рижском направлении, в связи с извилистостью трассы и малыми скоростями, а также из-за сложности строительства было решено отказаться от строительства дополнительных путей. Вместо этого, от станции Рабочий Поселок (Кунцево-2), несмотря на противодействие "боссов с рублевки", была построена скоростная двухпутная линия через Барвиху до Нахабино (смотрите схему на Google Maps). В связи с этим, один из маршрутов ГЭП заканчивается в Нахабино, где и можно осуществить пересадку на поезд-экспресс номер 13 до Волоколамска или Ржева, а также на местные электрички Нахабино-Новоиерусалимская, Нахабино-Румянцево, Нахабино-Волоколамск.

Вдали от Москвы, где на большинстве направлений имеются только два пути, местные поезда и поезда-экспрессы используют одни и те же пути. В Москве по путям, предназначенным для экспрессов, движутся поезда дальнего следования и грузовые поезда (на территории Москвы грузовые поезда движутся и по путям ГЭП, но только поздно вечером и ночью).

Поезда-экспрессы маршрутов 1,2,3 связывают аэропорты города с его центром, а также между собой. Большинство поездов заканчиваются на вокзалах, но каждые 2-3 часа есть возможность проехать дальше, например из Внуково в Шереметьево или Домодедово. Поездам этих маршрутов местами приходится двигаться по одним путям с поездами ГЭП, особенно на Малом кольце МЖД.
Ждите продолжения (про поезда дальнего следования и другие поезда)...

ГЭП, РЖД-МЖД

Previous post Next post
Up