Я все же решил разнести осмотренные в одну поездку Хор Вирап и Гарни в отдельные посты, потому что это совершенно разные памятники с разной атмосферой. Итак, утром 19 апреля я сел в машину Левона и мы тронулись на восток от города. Путь до Хор Вирата занимает примерно 50 минут, дорога в окрестностях Еревана еще хорошая, путевой траффик на выезд умеренный. В какой-то мере я ехал в место, где "все начиналось" для средневековой Армении, в место заключения крестителя страны.
1-2. В конце III века н.э. одна из многочисленных войн между Римской империей и Сасанидским Ираном закончилось подписанием мирного договора в пользу Рима. Армения, много лет бывшая полем боя, становилась независимым буферным государством, в нее возвращался Тиридат III, царь из династии Аршакидов, воспитывавшийся с младенчества в Риме. Вернувшись, царь, при примеру одновременно правившего Диоклетиана, начинает жестокие гонения на христиан. На свою беду сорок беженок из Александрии спасаясь от римских гонений приехали в Армению, и одна из них, по имени Рипсимэ приглянулась царю. Но будущая святая Рипсимия пошла в отказ, заявив, что принадлежит только Христу. Разъяренный Трдат приказал побить камнями всех 40 девушек-христиан, спаслась только одна из них, святая Нина, побежавшая дальше в Грузию и ставшая ее крестительницой. После казни невинных христианок Трдат явно перенервничал и заболел тяжёлым нервным недугом. Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключённый в темницу Григорий, брошенный туда за исповедование христианства бывший приближенный царя. Молитвами Григория царь был исцелен, и вместе со всем двором и князьями принял крещение от Григория Просветителя и приложил все усилия для возрождения и распространения христианства в стране, причём так, чтобы язычество уже никогда не смогло вернуться, обратив свой пыл разрушения уже на материальные свидетельства дохристианской Армении. А над местом заключения Григория уже в V веке построили церковь, позже окруженную стенами.
3. Монастырь покоится на небольшом скальном холме справа от федеральной трассы М2. Одно из самых известных и почитаемых мест в Армении не особо людно, там даже не торгуют сувенирами на стоянке. Зато есть вездесущие бабки-попрошайки внизу у лестницы и человек, предлагающий сфотографироваться с голубями и выпустить их. Лучшие виды Арарата именно здесь, в Хор Вирате, но рекомендуется приезжать с утра до 10-11 часов, потому что к полудню вершины горы часто заслоняют облака.
4. Стены монастыря сложены в XVII веке, на своем холме он уединенно господствует над пространством из полей и пограничных ограждений.
5. Видимо, это самая близкая точка к армяно-турецкой границе, которую может посетить турист в Армении, более того, сфотографировать ее с потрясающим видом на Арарат в кадре. Вон, полоса примерно в ста метрах по центру поля и есть государственная граница, определенная по Московскому договору 1921 года. Впоследствии, после Второй Мировой Москва пыталась снова переиграть границу отторгнув вилайеты в восточной Турции, но отступилась от намерения перед противодействием западных держав.
6-7. Как и многие другие старые армянские церкви, стены Сурб Аствацацин полны автографов паломников. Есть с русские надписи 40-х и 50-х годов, наверное оставленные здесь пограничниками и солдатами расквартированных частей.
8. Сама церковь по нашим меркам крохотная, с традиционной крестообразной архитектурой, но, видимо, по причине нехватки места на вершине холма архитекторы поместили ее не в традиционном для Армении положении "запад-восток", а несколько развернули ее.
9. Внутри голые стены со считанными иконами, алтарная часть с занавесом и предметами богослужения. Армянское христианство весьма аскетично по русским меркам, во многих армянских церквях было еще скромнее.
10. Базилику св. Геворга я как-то не догадался сфотографировать снаружи, ограничусь только рассказом о внутреннем убранстве. Это еще более скромное по убранству прямоугольное сооружение со стороны Арарата, у внешней стены которого находится та самая темница, где Григорий провел 13 лет в заточении и выжил благодаря божьему промыслу и местной жительнице, которая, все годы заточения тайно приносила ему в темницу пищу и воду. Вот, справа в нише, над лазом стоит женщина, это и есть спуск в темницу.
11. Следующее фото не мое, а из Викии. Место где началось армянское христианство вообще особо не выделено. А вот на
место предполагаемого крещения князя Владимира в Херсонесе местные деятели из РПЦ даже вертолетом затащили металлическую беседку. Боюсь представить, что бы они в Хор Вирате учудили на месте армян. Шесть метров вниз, только аккуратнее на лестнице, там есть царапающиеся швы сварки, я об один из них, помню, порезал палец.
12-13. Внутри темно и прохладно, пара хачкаров и рисунок святого. Но явно не то место, где с комфортом можно прожить тринадцать лет, особенно в зимнее время.
14. Выбираюсь из темницы, покупаю на память в местной сувенирке деревянную закладку с видом монастыря на фоне Арарата. Много фотографий Хор Вирата я видел как бы сверху, это нужно подняться на соседний холм, который меньше, но выше того, где стоит монастырь.
15-16. Сверху отличные виды на старое кладбище и равнину, занятую полями.
17-18. Ну и конечно, на сам монастырь на фоне Арарата. Одно но - чтобы поймать этот вид во всем его великолепии на снимок нужна широкоугольная камера, в мою технику с монастырем поместился только малый Арарат. Тут же установлен каменный хачкар, на фоне которого фотографируются все туристы.
19. Вот собственно и все, что я хотел показать про Хор Вирап, сам монастырь максимум на час-полтора неспешной прогулки. Оттуда мы поехали в Гарни, самое замечательное место из тех, что я посетил в Армении. О нем в следующий раз.
Армения, часть I: Общие впечатления Армения, часть II: Крепость Эребуни Армения, часть III: Монастырь Татев и его окрестности