Откуда взялась фантастика?
Сейчас модно указывать на то, что фантастика - это такой распространённый литприём. Метод. Проследить его можно до глубокой древности. Сказания о Гильгамеше, "Илиада", "Одиссея" - всё это фантастика. Ещё, по мнению нынешних знатоков, Данте, Гёте, Гоголь, Булгаков и пр. замечательным образом становятся в один ряд с Верном,
(
Read more... )
Comments 14
Reply
Фэнтези это такая "сказка", которая могла быть реально. В ней нет внутренних противоречий.
Reply
Reply
В принципе, внутренних противоречий можно найти до фига и выше в любом литературном произведении. Будь это хоть реализм, во всём досконально отображающий действительность. Отражение в этом зеркале (искусстве) никогда не будет точным.
Другое дело, что всё-таки видно, что отражает какую-то реальность, достаточно явственную и прочную, а что нет. Фэнтези - отражает. Фэнтезийные миры ничем не хуже тех, которые нам нарисует самое реалистическое произведение.
Reply
Мне кажется, что фантастическая составляющая это все же средство, как раз таки литературный прием. Он служит для того, чтобы поставить литературных героев в новые, невозможные в реальности условия и взглянуть на них с неожиданной стороны. И примерно на это же работает и фэнтези.
Reply
Но когда ради постановки "человеческой" пробелемы герои живут в тридцатом тысячелетии, стреляют из бластеров и жуют жвачку, то это уж точно не НФ. Это сказка, рядящаяся в одежды НФ. В "антураж" научной фантастики.
То есть конфликт и какая-то общая проблематика, конечно, должна быть. Иначе да, наверно, и ни к чему.
Но без научного, или футурологического, элемента - это ни разу не фантастика. Притча - может, но не фантастика.
Reply
Не спорю. Не фантастика.
И вот как раз по тому, как этот фантастический элемент представлен и различают научную фантастику, просто фантастику, космооперу и эээ... "космическое фэнтези" (термин самопальный, я бы к такому виду причислил Звездные войны и подражателей. Это же фэнтези, но в космическом антураже).
Reply
Это явление порождено НТР и ведёт историю из 19 века, где-то от произведений Верна. Оно отображает некий модифицированный, дополненный мир.
Использование элементов фантастики без намерения отобразить такой мир не имеет отношения к этому явлению. Это обычный приём в традиционной литературе.
Хотя стоит отметить, что с появлением фантастики как явления, этот приём чаще встречается и в иной литературе.
Но главное тут, что есть серьёзные сомнения, насколько те же космооперы: "Звёздные войны" или даже "Дюна", что на порядок выше классом, могут быть отнесены к фантастике.
Reply
Получается, что развитие искусства (письменного, в частности) предвосхищает и направляет развитие самого человечества. А мне кажется, что происходит как раз обратный процесс: эволюция человека направляет развитие искусства. И его проблемы становятся проблематикой литературы, например.
Reply
Reply
Уж мировоззрение-то оно здорово формирует. Искусство несёт какие-то идеи, может порождать общественые движения, или хотя бы стимулировать, усиливать.
То есть не только анализирует проблематику, но и предлагает рецепты.
Всюду обратные связи.
Reply
Да, и еще я - пессимист относительно будущего человечества. А художественная литература все-таки склоняется к положительному для человека итогу...
Reply
Leave a comment