Фантастика как конструирование реальности

Apr 19, 2009 01:28

Откуда взялась фантастика?
Сейчас модно указывать на то, что фантастика - это такой распространённый литприём. Метод. Проследить его можно до глубокой древности. Сказания о Гильгамеше, "Илиада", "Одиссея" - всё это фантастика. Ещё, по мнению нынешних знатоков, Данте, Гёте, Гоголь, Булгаков и пр. замечательным образом становятся в один ряд с Верном, Уэллсом, Толкиеном, Азимовым... Как же, фантастика ведь! Один литературный приём.

Вам не кажется это бредом?

Попробую указать на пару интересных фактов. Проследить кое-какие следствия. Если не кажется, возможно, измените мнение.

Никогда не играла фантастика такой роли, как с начала XX века. Да, масса легенд, эпосов, пьес, произведений (не только литературных!) могут быть отнесены к категориям фантастического. Спрос на нечто "не от мира сего" был всегда.
Но оглядитесь! Километры полок в книжных магазинах: фантастика. Лидеры продаж электронных книг: фантастика. Масса журналов, фэнзинов, и тому подобного: фантастика. Комиксы, сериалы, компьютерные игры: фантастика, фантастика, фантастика!
То есть масса людей из всей культурной продукции каким-то образом выделяют именно фантастику. Из-за особого худприёма? Или это фантастика какая-то особая?
Да никакому Гёте с его "Фаустом" не снилась такая востребованность!

Когда появилась фантастика?
Её рождение совпало с научно-технической революцией. Мир с открытым ртом взирал на телефон и телеграф, паровой транспорт и двигатели внутреннего сгорания. Жюль Верн, Герберт Уэллс создавали первые образцы жанра. Что началось в науке и технике в ХХ веке, вообще упоминать излишне. Теория относительности, квантовая теория, "войны моторов", одна за другой, с кратчайшим интервалом... Научно-технический прогресс на марше, меняет картину мира каждый день и час.
Фантасты в своих произведениях отражали этот новый странный мир, мощь человека, посягнувшего на святость Природы, вступившего с нею в бой. Они предсказывали новые открытия и изобретения, анализировали их влияние на общество... Рисовали картину будущего.
Запомните этот пункт. И правда: никогда прежде целенаправленно литература, искусство вообще, не занимались этим в массовом порядке. А тут как плотину прорвало. Писатели (потом художники, кинематографисты и пр.) строят по кусочку новый мир, который настанет завтра. Чертят в нём новые взаимосвязи, рассматривают детали устройства. Эта картина внутренне логична, но сам предмет изображённый - его ещё нет, не существует! Но - может появиться...
Это научная фантастика.

А дальше появилось фэнтези.
Вот тут вы возразите: ну а здесь-то что нового? Сказки, волшебные истории. Эка невидаль! Это было всегда.
Ну, в общем, да. Да не совсем.
Во-первых, конечно же, массовым явлением, мощнейшим трендом в искусстве фэнтези стало только в ХХ веке.
Во-вторых, имеется ряд отличий от обычных сказок. В качестве иллюстрации отсылаю к эссе Дж. Р. Р. Толкиена "О волшебных историях".
Фэнтези конструирует мир. Новый, гипотетический. Отличный от нашего. Часто он вырастает из сказок и преданий, но у него есть важная особая черта: он внутренне логичен. Им управляют вполне определённые законы и взаимосвязи. Логика этого мира может отличаться от нашей, но она существует! Фэнтези конструирует мир.
Такой мир мог бы существовать, если б мы вдруг получили возможность задавать законы для Мирозданий. На это тоже советую обратить внимание.
Ну и, конечно, фэнтези - тоже дитя НТР. По двум линиям родства. Первая отлично проиллюстрирована в помянутом эссе Толкиена, - эскапизм. Реальный мир меняется и развивается так быстро, что пугает. Хочется убежать. В иную реальность. Но реальность должна быть достаточно "прочна", добротно сконструирована, чтобы в ней можно было жить, не замечая подмены. В этот новый мир должно быть возможно верить.
Сказка не беспокоится о внутренней логичности, легенда и миф говорят о нашей реальности, хотя и порой чудные вещи. Первое даёт нам новую реальность, но не заботится о её "прочности", второе вообще не ведёт в иные миры. Фэнтези имеет особый характер.
Вторая нить от НТР до фэнтези - позитивная. Конструирование. Человек настолько явственно и радикально менял привычный мир, действительность, при помощи науки и техники, что встал вопрос: а могу ли создать реальность с нуля?
И в фэнтезийной литературе человек примерил свои силы к этой нелёгкой задаче.

Оп!
Сейчас мы с вами поймали некий элемент. Общий. Новый. Никогда такого не было, а теперь - в фантастике - есть.
Конструирование реальности.
Всю историю искусство вполне согласовывалось с классическим определением: отражение действительности в художественных образах. А что отражает фантастика?
Ну, НФ, положим, возможную действительность. Говорю именно о классической НФ, не социальной фантастике, условной или "новой волне". Ну, в принципе, как-то ещё "прокатывает". Берёт НФ тренды развития современные, и строит, на основе некого анализа, художественную картину.
Но что отражает фэнтези? Невозможную действительность? Иную действительность? Что?
Так вот. Оба вида искусства отражают сконструированную реальность. Сконструированное будущее, сконструированные иные миры и т.д. и т.п., возможны варианты. То есть искусство перестаёт работать зеркалом. Сначала оно модифицирует реальность (НФ), а потом и вообще создаёт с нуля (фэнтези).
Это важнейший шаг! Зримое развитие искусства. Реальное взаимодействие человека с Природой приобрело такой характер, что человека уже не интересует отражение действительности. Он желает менять её и создавать новую.

История искусства - это история непрерывного нарастания условности. От плясок племени мамбо-юмбо вокруг костра, ритуалов, где слились воедино театр, нательная и наскальная живопись, литература, музыка, где сцены, скажем, охоты - реальность, - отражаются непосредственно в формах самой реальности - синтетическое искусство, где бой барабанов - слоновий топот, а человек в шкуре - животное. До множества форм и направлений в полудесятке различных родов искусств: литература, музыка, кино, живопись, компьютерные игры - каждое со своими специфическими формами отображения мира, условными по самой своей сути.

И вот искусство доросло до такой степени условности, что оказалось способным отразить несуществующую реальность, предварительно её и создав. Высшая форма абстрактности, отвлечённости, и - одновременно - желания влиять на мир, преобразовывать его, изменять.
Лозунг: "Догнать и перегнать природу!" в действии.
Фантастика является предвестником коренного перелома отношений "человек-природа". Отныне человек создаёт план, по которому следует организовать реальность, и лишь затем абстрактный образ созидается во плоти.
А искусство определяет завтрашний мир.

фантастика, гимны фантастике)), философия, литература

Previous post Next post
Up