Продолжаем выдавать на-гора сакральные знания народу :о)
Однако, тех, кто боится большого количества букофф, предупреждаю, что их тут о-о-очень много :о)
Каменные долота эпохи неолита из земли Шлезвиг-Гольштейн, Германия, около 4100-2700 гг. до н. э.
Конечно, такие долота из камня были применяемы для обработки мягкого материала, например, для древесины. Но посмотрите на форму. Она сохранялась, переходя с материала на материал многие тысячелетия.
Я бы, может и не стала вдаваться в такие тонкости абсолютно секретных технологий, но народ (в лице некоторых представителей немогличества) просют настойчиво :о)))
Поскольку про
памятник Минину и Пожарскому я уже писала, повторяться не буду. То, что из карьеров вывозили не только вчерне изготовленные изделия и блоки, но и лом (на ту же щебёнку), объяснять взрослому человеку как-то несерьёзно. То, что карьерам (по-русски - каменоломням) свойственно изчерпание, можно было бы не напоминать, но раз уж Алексей заявил про сетования реставраторов, то напомню сию простую истину. Реставраторы, стараются, конечно, подобрать идентичный камень для ремонта, но, пройдёт ещё век-два, и им будет ещё труднее подыскивать камень для вставок, ведь каждый карьер уникален. Добыча прекращается, когда изчерпываются ресурсы, либо когда карьер (так рускеальский) затапливает водой. Карьеры закрыты вовсе не для реставраторов. Что касается пород камня, то в документе
КГИОП по дому Половцева (дому архитектора) упоминаются различные мраморы и серпентинитовая брекчия. Мраморам декоративным как-то особо свойственно изчерпываться :о(
Про миллионы тонн, добытых под предводительством Суханова (1768 - после 1840) - бред неимоверный. 1 млн тонн гранита - это минимум 350 тысяч кубометров, выходит что, Суханову (даже с его артелью) такой объём не переработать. Так что, выдумать про миллионы тонн сухановского гранита могли только альтернативщики.
Итак, мне предложили начать с инструментальной базы 17-19 века. Хотя я уже не один раз затрагивала тему применяемых инструментов и механизмов (ссылки под статьёй), тему это продолжу. Начинаем с 20 века, постепенно углубляясь во времена отдалённые (про то, как камень обрабатывали в 18 веке и ранее, я уже писала).
Как заявляет этот же "знаток", обработка гранита сталью - фантазия, присущая женщинам.
Вообще-то, филигрань - вид искусства - создание узоров из проволоки и малюсеньких металлических шариков. Слово спроецировали на другие изделия, потому в каменотёсном ремесле под филигранной обработкой можно понимать, например, тонкость резьбы, чёткость и ровность плоскостей, углов, кривых линий и поверхностей. Таковую резьбу из камня можно создавать не только ударными инструментами, но и
абразивными, а можно комплексно (и теми, и другими).
Дальнейшее касается больше того, какими инструментами обрабатывали камень (виды), и из какого материала эти инструменты изготавливали.
Итак, небольшая справка о том, какие марки стали для чего применялись во второй половине 20-го века:
Стали У8,9,10 отличаются разной долей железа (от 97.8 до 97.6%) и углерода (от 0.75 до 1.0), а содержание кремния и марганца у них одинаково(по 0.17-0.3). То есть, существует некоторая разница в химическом составе сплавов.
Инструменты в 20 веке были и ручные (привод - человеческая сила), и механизированные (за счёт самых разных източников силы - от водяного до электрического). Однако, ещё в первой половине 20 века дело с механическим оборудованием в нашей стране обстояло довольно неважно. Это отобразилось в различных публикациях. Если штрипсовыми пилами и шлифовальными станками камнеобрабатывающие заводы были оборудованы, то с фрезерными была большая проблема, ибо у нас их поначалу не производили. Потому многие работы даже на заводе, а, тем более, на стройках, велись вручную, лишь частично - пневматическими инструментами.
Разкрываю народу совершенно секретные (можно сказать, сакральные) знания о том, чем обрабатывали гранит и другие камни.
Как добываются абсолютно засекреченные сведения?
Сразу ставлю вас в известность, что дальнейшее привожу лишь для получения представления о том, какие инструменты изпользовали каменотёсы. Термины у иностранцев, конечно, свои, не всегда у меня получается найти точное соответствие в русском лексиконе. Так что, если рука потянется к тапку, лучше помогите с переводом :о)
Первый източник, предлагаемый мною, - книга 1911 года. Автор - практик-кузнец (такие книги от практиков - были довольно редки). Как сообщает в предисловии кузнец - "Эта маленькая книжка только что с наковальни, автор делает заметки днём, пока работает, а ночью собирает из них статьи." Так что, с тем, из какого материала и как изготавливались ручные инструменты для гранита, Джон Густав Хольмстрём (Holmström John Gustaf ) знаком не по наслышке.
Пособие американских кузнецов, слесарей-инструментальщиков и сталеваров.
Разтолковываю как пользоваться тайным ключом к ватиканским подвалам :о) Открываем
специальную литературу, скриним страницы, вставляем в
конвертер, полученный текст сверяем с картинкой PDF (первоизточник), заносим
гугль - или
яндекс переводчикам (а лучше сразу двум), причёсываем (уточняем значение некоторых слов
тут), оформляем по-русски и получаем следующее:
Инструменты камнерезов для гранита и мрамора
Изготовление и заточка инструментов каменотёсов является очень важной отраслью ремесла кузнеца, и первоклассные отделочники инструментов каменотесов очень редки. Хотя самое большое препятствие, которое должно быть преодолено в связи с инструментами камнерезов, после того, как они (имеются в виду кузнецы) стали обладателями глубоких знаний о природе стали, - это знание формы (инструментов) и того, какой закалке их подвергать. Но в остальном сталь обрабатывается практически так же, как при изготовлении холодного долота или любого другого плоского инструмента, у которого должна быть режущая кромка.
В самом ремесле каменотёса существует много ответвлений, которые варьируются в зависимости от класса камня или породы, которую каменотёс должен резать или обрабатывать, так как некоторые классы камня намного твёрже других, следовательно, существует большая разница в способах резки различных классов камня, а также столько же различий (существует) в форме и закалке инструментов. Наиболее разпространенными породами камня, которые ограняют и изпользуют для строительных целей, являются гранит, мрамор, известняк и песчаник.
Инструменты гранитных резчиков
В основном для резки гранита изпользуются следующие инструменты - пирамидально заострённое долото (point или пика), плоские долота (chisels), бучарды (bush hammers, прежнее русское название - зубатки), каменотёсные киянки (mash hammers), молотки для гранита (granite hammers), bull sets и bull chisels (??? судя по дальнейшему описанию, это молоты с клином на одном конце головы, причём, закаляется только клин) .
На рис. 62 показана правильная форма пики и долота, которые очень тонко стянуты на режущем крае, но с очень коротким конусным участком. При правке долот держите под рукой очень грубый напильник, чтобы выпрямить режущую кромку после отбивки молотком. Долота и пики делаются, как правило, из восьмигранной стали 7/8, но они будут лучше, если их сделать из квадратной стали 7/8, так как инструмент из квадратной стали будет гораздо легче держаться на камне и не будет крутиться в руке так легко, как если бы он был сделан из восьмигранной стали.
Рис. 62. Правильная форма гранитной пики острия и долота.
При закалке пик и долот нет необходимости нагревать их до такой степени, чтобы они затвердевали далее, чем на 1/2 дюйма (1,3 см), но будьте осторожны при нагреве, чтобы не перегреть тонкую крайнюю режущую кромку. При закаливании для затвердевания окуните заготовку в ванну для закалки, по крайней мере, на один дюйм, чтобы закалка очень медленно переходила в тёмную солому (видимо, речь идёт о разогреве до цвета тёмной соломы, посмотреть о цветах при закалке можно здесь), что хорошо для всех обычных инструментов, применяемых в гранитных работах. Но если гранит очень твёрдый, не тратьте сил, применяя зубило.
Click to view
Гранитный бур (сверло)
На рис. 63 показан вид спереди и сбоку гранитного ручного бура (сверла), который почти полностью изпользуется при добыче гранита и изготовлен из восьмигранной стали 3/4. Хвостовик сверла вытянут до 1/2 дюйма круглой формы и длиной 4 1/2 дюйма.
Рис. 63. Ручная дрель по граниту с изображением в плоскости долота и сбоку.
Долото выковано в квадратную или алмазную плоскую пику, с оставленной на режущей кромке толщиной 1-16 и шириной 5/8, что дает сверлу хороший зазор и позволяет ему резать гораздо лучше и быстрее, а также он не будет быстро попадать в отверстие. Закаляют и закаляют как уже упоминавшееся острие или долото. Сверло, выкованное, отбитое молотком, закаленное и отпущенное должным образом, просверлит два отверстия глубиной 3 1/2 дюйма. Я заставил их вставить (просверлить?) целых четыре отверстия глубиной 3 1/2 дюйма, но неправильно затвердевшее или перегретое сверло не сделает и одного отверстия, к тому же бурильщик устаёт гораздо быстрее.
Гранитная бучарда
Режущая часть гранитного молотка-бучарды состоит из тонких плоских лезвий, которые удерживаются на месте двумя болтами, проходящими через лезвия, а также через молот. Лезвия вынимаются для заточки, как показано на рис. 61, режущая кромка лезвия, состоящего из очень коротких планок с каждой стороны, выкована или отбита молотком для заточки, а углы оставлены с некоторым закруглением, как показано на рисунке b, что предохраняет их от поломки.
Продолжаем выдавать на-гора сакральные знания народу :о) Чем трудились над "литым" гранитом?
Некоторые бучардные молотки немного отличаются от других из-за количества содержащихся в них лезвий. Тот, что изображен на рис. 64, считается молотком для грубой обработки. (Поскольку у нас такие бучарды не применялись, текст полностью не перевожу.)
Думаю, что этого достаточно, чтобы понять особенности изготовления и правки инструментов для ручной обработки гранита в конце 19-го - начале 20-го веков. Как видим, никаких победитовых напаек тогда не было и в помине. Но гранит вручную ими обрабатывали. Так что заявления о том, что сталью этого сделать невозможно, идут прямиком в мусорную корзину.
Кроме книги кузнеца-практика имеются и другие източники сведений о том, какие инструменты применялись, из чего они делались. Например, в 1940 году в
журнале Строительство Москвы №2 1940 года опубликована статья инженера Б.Н. Бессарабова по вопросам изготовления гранитных изделий для строек, где подчёркивается необходимость создания станков для обработки камня, но и устройства "линейных заводов" непосредственно на строительной площадке. Также сообщается, что на тот момент обработка, в основном, производится пневматическими и ручными инструментами даже на специализированных заводах, ибо своих станков страна не имеет. Также на тот момент вопрос, какие стали изпользовать для обработки камня, оставался малоизученным. (На скришнотах текст приведён фрагментами).
Есть более ранние статьи по теме обработки гранита. Например, ж-л
Строительство Москвы сообщал о работе ручными инструментами на стройке, куда полуфабрикаты плит облицовки доставлялись либо из карьера, либо с завода.
"Распазовка" от слова "паз"
Как видим, с техникой на стройке также были проблемы.
А для составления общего представления о применяемых для обработки камня в середине 20-го века инструментов и средств привожу сведения из
книги "Архитектурно-художественная отделка зданий Антона Иосифовича Порадня 1945 года
Кстати, пневматические молотки - это как раз, таки, ударный инструмент :о))) И они применялись весь 20-й век, и ныне применяются, вопреки вере нашего ведуна.
Немного глубже в прошлое. Смотрим, насколько изменились инструменты каменотёса за 4-5 десятков лет.
Книга Эвальда Виктора Владимировича 1910 г. стр. 60 (6-е издание)
Обратите внимание на то, что все инструменты делаются железными, и только на концы напаивается (наваривается) сталь.
Эвальд знал предмет, о котором он писал. Он создал механическую лабораторию и организовал кафедру строительных материалов в Институте гражданских инженеров, где преподавал с 1885 г. Также он был редактором перевода энциклопедии промышленных зданий (1903 г.), в частности, 7-го тома "Обработка камней и земель" (9-го издания немецкой энциклопедии).
продолжение
тут