Энциклопедия феминизма по "Гарри Поттеру". Оглавление

Feb 17, 2012 03:32

Практики женского сепаратизма в повседневной жизни Луны Лавгуд ( Read more... )

гендер, 2012, личное это политическое

Leave a comment

augustblue February 17 2012, 15:12:21 UTC
а-а-а, класс! причём очень привязывается и потом прокручивается в голове само.

только про Лили и аборт как-то совсем стрёмно, имхо.

Reply

augustblue February 20 2012, 11:58:14 UTC
еще тот момент, мне кажется, что Вольдеморт был готов оставить Лили в живых - из-за просьбы Снейпа. но только Лили, а не Джеймса. то есть выходит, что Джеймс защищал и свою жизнь тоже, и ему деваться особенно некуда было, а Лили Вольдеморт сказал, что типа вот отойди в сторону, и я тебя не трону, - то есть это было чистой воды самопожертвование (ну, вот пресловутая жертва) без элементов самозащиты и без малейшей надежды уцелеть самой. Джеймса к тому моменту В. уже убил, чтобы добраться до Гарри.

мне скорее обидно, что внешний социальный контекст, по моему ощущению, не знаю, правильному ли, как-то пригашивает этот героизм, дает ему такой оттенок, как будто он само собой разумеющийся, вытекающий из социальной роли матери и "жертвенной натуры" женщин. я не знаю, как (технически) Роулинг могла бы эту контаминацию предотвратить. поэтому мне как читательнице важно осмыслить его как субъектный, грубо говоря, а не как ролевой. как субъектен героизм других персонажей, которых вы перечислили в комментах выше ( ... )

Reply

blades_of_grass February 20 2012, 15:34:34 UTC
>> всю жизнь любой женщины общество склонно сводить к замужеству и материнству (обесценивая всё остальное)

Это встречается в фиках, кстати - когда Гарри, который до сих пор знал Лили как мать, пожертвовавшую жизнью, узнает (чаще всего от Снейпа) о том, что она была блестящим ученым, например.

Отдельно интересно то, что в тексте важна не просто ее жертва, а то, что эта жертва выковала орудие против ее убийцы. Жертве родителей Невилла - чисто по построению сюжета - уделено гораздо меньше внимания, а ведь их страдания были продолжительнее и длятся уже больше десяти лет. Но они не связаны с предреченной гибелью Вольдеморта. Мне кажется, что это распределение связано с особенностями жанра.

Reply

augustblue February 20 2012, 15:45:22 UTC
*Это встречается в фиках, кстати*

да, и более того, в дискуссиях, когда обсуждается, не была ли Лили гораздо круче Снейпа в Зельях и не помогала ли она ему, не подсказывала ли и т.д. с попытками доказательства того, что да, точно была (которые я оценить не могу, по плохому знакомству с каноном). видела это даже не один раз.

*с особенностями жанра*

про Лонгботтомов, мне кажется, это важное замечание. да, я думаю, что в собственно-литературном смысле это мотивируется еще и символическим воплощением каких-то ценностных моментов. типа любовь нереально важна, и вот как это работает (то есть мерцает другой, не реалистический тип условности, - и родители ГП сначала в такой как бы легендарной, совсем сказочной плоскости, близко где-то к сказкам барда Бидля и вообще всему этому баснословному пласту, а потом Джеймса приходится-таки пересобрать по частям в рамках романа воспитания, а Лили по большей части остается для другого). а может, и нет.

Reply

blades_of_grass February 20 2012, 15:53:55 UTC
>> родители ГП сначала в такой как бы легендарной, совсем сказочной плоскости

Да, именно такое ощущение: мифическая реальность. Недавно пересматривал The Princess Bride, помните: "My name is Inigo Montoya. You killed my father. Prepare to die." - именно эти слова дают Иниго силу сражаться после тяжелого ранения, фактически, действуют как заклинание, ослабляющее его врага и дающее ему силы.

Reply

augustblue February 20 2012, 15:55:28 UTC
я и этого, к сожалению, не смотрела =(

Reply

blades_of_grass February 20 2012, 16:13:40 UTC
http://www.youtube.com/watch?v=i3W5GDkgf2w - там нарезка из трех сцен, где он произносит эти слова: первый раз в начале квеста, второй раз - вызывая убийцу на бой, а третья сцена - как раз когда его только что серьезно ранили (подозреваю, в печень), и дальше как раз то, что я вспомнил.

Reply

augustblue February 20 2012, 16:25:31 UTC
спасибо за ссылку.

да, похоже! что-то такое полуволшебное-полусуггестивное. еще с материальной реализацией poetic justice ассоциируется, как будто бы этот механизм действовал не на уровне всего текста, а прямо внутри какой-то части художественной реальности, как явление природы.

Reply

_palka February 17 2012, 20:18:33 UTC
ну почему, брак как результат сталкинга и потом принуждение к заботе, материнство как основная социальная роль.

Reply

augustblue February 17 2012, 20:21:00 UTC
а там говорится, что Лили не хотела иметь детей? в смысле, что она бы предпочла, чтобы Гарри не родился? я просто не читала об этом.

Reply

_palka February 17 2012, 21:10:50 UTC
она не хотела встречаться с джеймсом. о, ты тут, м б выйдеш в скайп...

Reply

augustblue February 17 2012, 21:21:48 UTC
Джеймс - это отдельный вопрос. я именно о ребёнке, т.е. отдельной от Дж. сущности, и о том, есть ли условия, при которых бы она сама, будь она реальным человеком, согласилась, что её трагедия - последствие не сделанного вовремя аборта.

не могу сегодня =(

Reply


Leave a comment

Up