Преподавалась еще как. Существовали т.н. "Институции" (Наставления), написанные видными юристами - учебники по юриспруденции, существовали трактаты - специализированные монографии по отдельным темам (типа "Проблема наследования от пропавшего без вести") и т.д. и т.п.
Были юридические школы (частные), была юридическая практика учащихся.
Но более того: в Риме было в ходу т.н. "право юристов". Это означало, что решения квалифицированных юристов, выданные гражданам по их запросам (то есть письменные ответы (responsa) на их письменные вопросы) считались юридически обязывающими, то есть приравнивались к прецедентным судебным решениям (хотя судебного заседания и решения и не было) - фактически, они приравнивались к законам.
А вот интересно, сравнительное правоведение в эту науку входило? Ну то есть, например, были ли случаи, когда юрист писал "у нас принято судить так-то и так-то, а у греков (или там карфагенян/кельтов/парфян) - иначе, и это кажется мне более справедливым". Или римляне не снисходили до заимствования правовых норм и практик у соседних народов?
Они не просто "снисходили", у них был особый раздел права - ius gentium ("право народов"), состоящий из двух модулей: того, что мы бы сейчас назвали "международным правом" (правила отправки и приема посольств, правила объявления и ведения войны, заключения мирных договоров и т.п.) и, самое главное - правовые и законодательные нормы, бытующие у других народов. И оттуда римляне черпали в очень больших количествах, вплоть до того, что некоторые заимствованные институты или инструменты даже назывались по-гречески.
Первый кодифицированный свод законов (Законы XII таблиц) в середине V века был принят голосованием на народном собрании. Но составляла его специально выбранная комиссия, которая совершила сначала путешествие в Афины, чтобы ознакомиться с солоновым законодательством, а затем изъездила все греческие города Южной Италии, чтобы узнать, какие там законы и правила в употреблении и что можно взять себе.
Особенно серьезным источником "право народов" стало для преторского права, но тут уже нужно монографию писать.
А как этот прекрасный принцип сооотносился именно с законодательством? Это в некотором роде и требование к законам, чтоб они обеспечивали и требовали от людей честности, не вредить, отдавать долг? Или другое направление - обеспечение такой процедуры и такого суда и юристов ( право юриста), чтоб они, вне зависимости даже от конкретных законов, это обеспечивали?
"А как этот прекрасный принцип сооотносился именно с законодательством?"
Отличный вопрос, на который я и собирался ответить в Продолжении, которое следует))
А то, боюсь, у некоторых может сложиться впечатление, что я пытаюсь всех уверить, что законы - вообще ненужная и вредная вещь. Нет, очень нужная и полезная. Не надо только их обожествлять, это инструмент, который нужно правильно затачивать и правильно использовать.
Ну разве что , может, девушка -феминистка сочла, что тех патриархальных мужиков не жаль и казнить, но в любом случае, вслух все же не озвучила, только губы кривила, и мы ж о людях все-таки говорим.
Comments 31
А что имеется в виду под "наукой о праве"? Она где-то каким-то образом преподавалась? По ней писались труды, отличные от сводов законов?
Reply
Были юридические школы (частные), была юридическая практика учащихся.
Но более того: в Риме было в ходу т.н. "право юристов". Это означало, что решения квалифицированных юристов, выданные гражданам по их запросам (то есть письменные ответы (responsa) на их письменные вопросы) считались юридически обязывающими, то есть приравнивались к прецедентным судебным решениям (хотя судебного заседания и решения и не было) - фактически, они приравнивались к законам.
Reply
А вот интересно, сравнительное правоведение в эту науку входило? Ну то есть, например, были ли случаи, когда юрист писал "у нас принято судить так-то и так-то, а у греков (или там карфагенян/кельтов/парфян) - иначе, и это кажется мне более справедливым". Или римляне не снисходили до заимствования правовых норм и практик у соседних народов?
Reply
Первый кодифицированный свод законов (Законы XII таблиц) в середине V века был принят голосованием на народном собрании. Но составляла его специально выбранная комиссия, которая совершила сначала путешествие в Афины, чтобы ознакомиться с солоновым законодательством, а затем изъездила все греческие города Южной Италии, чтобы узнать, какие там законы и правила в употреблении и что можно взять себе.
Особенно серьезным источником "право народов" стало для преторского права, но тут уже нужно монографию писать.
Reply
Reply
Reply
Reply
Все мое,- сказал булат;
Все куплю,- сказало злато;
Все возьму,- сказал булат.
Ну, так что ж?- сказало злато;
Ничего!- сказал булат.
Так ступай!- сказало злато;
И пойду!- сказал булат.
Reply
Reply
Отличный вопрос, на который я и собирался ответить в Продолжении, которое следует))
А то, боюсь, у некоторых может сложиться впечатление, что я пытаюсь всех уверить, что законы - вообще ненужная и вредная вещь. Нет, очень нужная и полезная. Не надо только их обожествлять, это инструмент, который нужно правильно затачивать и правильно использовать.
Reply
Очень характерный для Pоссии подход, по моим наблюдениям.
Reply
Давайте на всякий случай опечалюсь.
Reply
Reply
Прям совсем разные? Может, нашелся кто-нибудь, кто счел, что решение А. М. самое справедливое?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment