Венгерский романтический пейзаж

Jul 08, 2021 17:21


Пейзаж романтиков - явление одновременно интернациональное и национальное. В первом случае, вы, увидев две малознакомые картины, ни за что не определите без таблички национальную принадлежность. Одни и те же мотивы. Применительно к романтическому пейзажу это будут мощь природы  и немощь человека, торжество стихии, часто встречающиеся ноктюрны. Вы увидите горы, причудливые деревья, развалины. Впрочем, это характерно для одной стороны романтизма. Лично я, для себя, условно называю её напряжённо-грозовой. Вторую же я (опять-таки субъективно и для себя) именую элегически-идиллической. Но это тоже романтизм. Томление, нега, спокойный восторг, разлитое повсюду «благорастворение воздухов». Отличие от классицизма - отсутствие правильности. Это романтизм не для фигур вроде Байрона, а для гораздо более робких натур. Они чувствительны, восторженны, но не очень-то любят потрясений. В общем, романтизм бури и романтизм идиллии. Что касается временных рамок, то тут я был бы осторожным. Зародившись в конце XVIII века, романтизм в той или иной степени просуществовал почти весь следующий XIX, в поздние годы трансформируясь то в сказки прерафаэлитов, то в видения символистов. Тот же В.Э.Борисов-Мусатов вполне себе романтик, хотя в школьные временные рамки романтизма никак не вписывается.



Итак, венгерский романтический пейзаж. Картины я отбирал сам, субъективно. Возможно, что вам покажется, что некоторые из них отнюдь не написаны романтиками. Пишите. Что касается национальных особенностей, то всё перед вами. Ищите. Это очень интересно



Антал Лигети. Пейзаж. 1854



Гюстав Келети. Заброшенный парк. 1870



Янош Хофбауэр. Замок Девин. Ок. 1830



Йожеф Мольнар. Рыбацкое озеро в Польских Татрах c пиками Mengusfalva. 1870е



Карой Марко Старший. Ночное настроение 1860



Шандор Brodszky. Пейзаж у озера Балотон 1868



Шандор Brodszky. Закат 1866



Карой Марко Старший. Пейзаж Великой Венгерской равнины с колодцем 1853



Карой Kisfaludy. Ночной шторм 1820е



Карой Kisfaludy. Шторм на море и буря. 1810е

Интересно будет послушать мнения о любых параллелях и перпендикулярах (пересечениях) с другими национальными (интернациональными) школами - русской, французской, британской и т.д. 

Романтизм, Венгрия, XIX век, Венгерская живопись, Пейзаж

Previous post Next post
Up