Копируя гения

Jul 09, 2021 12:44


Во вчерашней подборке венгерского романтического пейзажа у нас уже промелькнули две работы Кароя Марко (1791-1860). Признаюсь, я немного слукавил. Этот художник вряд ли может быть отнесён к романтикам. Поэтому, я со страхом и трепетом ждал изобличающих комментариев. Их, к счастью не было. Возможно потому, что обе приведённые картины действительно испытали сильное романтическое влияние. Но сегодня я предлагаю посмотреть «настоящего» Кароя Марко, прозванного Старшим (как легко догадаться для того, чтобы отличать его от его же собственного сына, Кароя Марко Младшего).

И сразу следует сделать две оговорки. Во-первых, относительно оригинальности представляемых работ. Да, они не оригинальны. Это безусловно и спорить с этим тезисом глупо. При этом, очень важен вопрос - кому они наследуют? А здесь, хоть с моей подсказкой, хоть без неё - вы легко догадаетесь. Безусловно, Карой Марко Старший сознательно старается копировать удивительного гения - Клода Лоррена. Ничего удивительного тут нет. Работать «под Лоррена» начали ещё в середине XVII века. Но, по моему личному мнению, сила этого гения настолько велика, что даже простое его копирование, при наличии хоть какого-нибудь художественного таланта превращается в интересную живопись. Я думаю, что вы убедитесь в этом, посмотрев подборку. Во-вторых, вопрос о национальности художника. Тут с одной стороны всё вроде бы понятно. Карой Марко был урождённым венгром (родился на территории нынешней Словакии, но тогда такой страны не знали). С другой стороны, в возрасте 40 лет он уехал в Италию, и последнюю часть жизни - ещё 28 лет, провёл именно там, практически не возвращаясь в родную Венгрию.  А что тут удивительного? Если уж копировать Лоррена, то во всём. Тот тоже был только номинальным французом, почти всю жизнь проведшим в Италии. Тем не менее венгры считают Кароя Марко Старшего художником безусловно венгерским, а так как Италия протестов не заявляет, то оставим всё как есть.



Вот эта работа написана ещё в относительно молодом возрасте, до того, как Италия и Клод Лоррен окончательно затянули Кароя Марко в свои сети. Может быть кто-то даже опознает места.



Вышеград. 1820е

Ну а потом, началось



Диана и охотящиеся нимфы. 1833



Из жемчужин священного Прошлого (священная Древность). 1833



Итальянский пейзаж. 1838



Сельский пейзаж около Тиволи. 1839



Товия и Ангел. 1843



Пейзаж около Тиволи с уборкой винограда. 1846



Пётр нарекается основанием церкви*

* в эту картину в 1895 году ещё одним сыном художника Андрашем Марко были внесены правки. Так что не удивляйтесь, если увидите, что она датируется этим годом, через 35 лет после смерти автора



Идеальный пейзаж. 1863

Следующую картину размещаю для того, чтобы привлечь внимание к выходящему прямо сейчас замечательному циклу nikonova_alina



Сальватор Роза, работающий на натурных этюдах в Апеннинах 1858

А вот эту картину совершенно спокойно можно было бы приписать кисти Брюллова, Сильвестра Щедрина, Александра Иванова или даже человека-азбуки 



Карой Марко Старший. Вид Рима. 1835

И под занавес, моя самая любимая



Итальянский пейзаж на закате. Рыбаки

Лоррен одобрительно кивает из рая 

Венгрия, XIX век, Венгерская живопись, Пейзаж, Италия

Previous post Next post
Up