Не пропустите это место

Jun 19, 2021 12:52


Я снова о Праге. И снова с маленькой подсказкой. Вот тут, в комментариях у меня был небольшой обмен желаниями по музейно-живописной части. Вместе с тем, в чешской столице существует ещё один великолепный музей, который довольно сложно отыскать даже с помощью всезнающего интернета. Хотя бы потому, что он безусловно есть, но в то же время его как бы нет.



С одной стороны, это полноценный и самостоятельный музей со своей прекрасной экспозицией, расположенный в старинном и красивом месте. С другой, юридической -  он не существует, так как это просто подразделение Национальной галереи в Праге. Многие даже не догадываются о его существовании, а посетив здание галереи, в котором выставлены основные шедевры, считают свою миссию выполненной и останавливаются на этом. А зря. Прага с её удивительной полицентричностью (то есть с отсутствием всеми признанного единого центра вроде Красной или Дворцовой площадей в российских столицах) и в организации музейного дела не изменяет себе. Коллекция Национальной галереи разделена между несколькими зданиями, и, если вы осмотрели одну из экспозиций - не ставьте точку и не считайте, что вы посетили этот главный музей чешской столицы. В числе этих «невидимок» находится и отдел средневекового искусства Национальной галереи, хотя, как я уже говорил, по всем прочим признакам отдельный, самостоятельный музей с самодостаточной и прекрасной экспозицией.

Он расположен в бывшем монастыре св.Анежки (Агнессы) Чешской. Принцесса XIII века с неплохими шансами на выгодный династический брак, увлекшаяся идеями св.Франциска и основавшая в Праге 2 францисканских монастыря, в один из которых, клариссинок (женская ветвь францисканского монашества, в честь св.Клары Ассизской) ушла сама. Это и есть тот самый монастырь, в котором сейчас находится музей. Вы, наверное, уже представили себе картину, как работники чешских органов безопасности, под руководством инструкторов с Лубянки в начале 50х годов прошлого века отправляют всех несчастных монахинь на сельхозработы и вешают огромный замок на ворота монастыря. Но это не соответствует действительности. Монастырь закрыли ещё в XVIII веке во время церковной реформы (1782-1785) императора Иосифа 2, который очень сильно «проредил» число монастырей в землях, принадлежащих Габсбургам. Интересно, что чуть раньше тем же самым в Российской империи занималась Екатерина 2. Кстати, они с Иосифом состояли в довольно тесном союзе, в первую очередь против турок. Австрийский император даже сопровождал «матушку» во время знаменитого крымского вояжа 1787 года. Дальнейшая история монастыря - это история его разрушения (архитектурного), вялых попыток реконструкции, иногда, впрочем, ускоряющихся и ещё более вялых попыток восстановить собственно монашескую общину. Я не знаю, каковы нынешние перспективы монастыря (как с архитектурной, так и с религиозной точек зрения). Сейчас в старом монастырском комплексе музей. Он делится на 2 части - архитектурную и живописную. Архитектурная, это как вы, наверное, догадались, сами постройки монастыря, точнее то, что от них осталось. Живописная - то самое подразделение Национальной галереи, к показу шедевров которого я, заболтавшись, никак не могу приступить. Первая часть (архитектурная) из разряда «на любителя». Опять-таки, прошло много времени, но во время нашего посещения помещения выглядели пустовато. Внутреннее убранство полностью отсутствовало. Зато, можно было прекрасно разглядеть конструктивные элементы стилей (особенно готики). В общем, если вы фанат конструктивных элементов или обладаете прекрасным воображением, способным быстро дорисовать остальное и перенестись в средние века, то вы конечно получите большое удовольствие. Плюс некая аура, атмосфера готической древности всё-таки присутствует. Что касается остальных путешественников, не знаю.

Но вот живописная часть - это из категории must see. Дело в том, что Богемская школа, хоть и развивалась в общем потоке позднеготической живописи, всё-таки имеет своё неповторимое очарование. А кроме произведений периода расцвета этой школы (середина XIV века) в бывших монастырских помещениях выставлено ещё много других прекрасных произведений искусства. На этом я наконец-то умолкаю и предлагаю вам посмотреть.



Мастер Вышебродского алтаря. Гефсиманское моление. 1345-1350



Мастер Теодорих. Евангелист Лука. Ок 1360



Мастер Теодорих. Святая Екатерина. Ок 1360



Мастер Теодорих. Святой Иероним. Ок 1370



Мастер Теодорих. Карл Великий. Ок 1360



Мастер Тржебоньского алтаря. Гефсиманское моление 1380е



Мастер Тржебоньского алтаря. Воскресение. 1380е



Мастер Тржебоньского алтаря. Рудницкая Мадонна 1385-1390



Неизвестный мастер. Вотивный образ Jan Ocko из Влашима. Ок 1371



Алтарь. Юго-западная Богемия. Ок 1500

Как я уже говорил, эта часть Национальной галереи (если быть юридически безупречным) или этот великолепный музей (что есть на самом деле) привели меня в полный восторг. В Праге ни в коем случае нельзя пропустить это место 

XV век, Прага, Интернациональная готика, XIV век, Путешествия

Previous post Next post
Up