Налог на имущество, рассчитываемый как единая фиксированная ставка от оценочной стоимости недвижимости и земли, заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее.
Как любой прямой и справедливый налог, он хорош только если в нем нет исключений, всяких прогрессивных и регрессивных шкал. То есть, когда он действительно одинаков для всех, без изъятий. Разумный законодатель понимает, что такой налог сплотит пенсионеров, пионеров и миллионеров в их общей неприязни к государству, а значит послужит высшему благу - объединению народа. Для разобщенной украинской нации это может стать истинным спасением - суровый президент, сообщающий народу, что платить будут все, ибо нехуй. Может быть, именно такого сообщения и ждет страна уже почти двадцать лет, очень может быть. Таинственная народная душа полна парадоксов.
Если, однако, законодатель пойдет навстречу естественному желанию исключить себя из числа плательщиков и зафиксирует в кодексе исключения (допустим) для жилья меньше 200 кв.м, то через некоторое время мы прочтем в газетах предложения новостроек площадью 199 кв.м, да и новый модный пентхаус будет, разумеется, зарегистрирован в БТИ как три необлагаемые квартиры с общим холлом. Точно так же будут использованы любые другие исключения: налог на промышленную недвижимость приведет к взрывному переводу офисов в жилье и наоборот, исключения для пенсионеров приведут к невиданному росту их благосотояния и так далее. Творческий потенциал нашего народа не позволит внести в этот налог исключения, не убив его сути. Лучше не экспериментировать, проблем при старте у налога и так будет хватать, о чем ниже.
Можно, правда, без особых отрицательных последствий, отсрочить вступление налога в силу для разных категорий граждан, это будет вполне понятно и человеколюбиво, просто раздельный старт, как на массовых спортивных мероприятиях. Миллионеры стартуют, пионерам приготовиться через год. Пенсионеры через два.
Все соотечественники, с которыми я говорил о налоге на имущество, отмечают одно из его основных свойств - безразличность к любым играм в прятки. Платить надо за все свое имущество, даже записанное на племянников и кумовьев - просто оплатить пришедшие им счета из налоговой. Все довольны, особенно налогоплательщик, ведь никто не выясняет, сколько у него на самом деле имущества и где он его взял.
Еще один безусловный плюс - налог легко начислять и взимать. Земля и недвижимость зарегистрированы и оценены в госреестрах и это - готовые базы налогоплательщиков, их надо совершенствовать и развивать, но их не надо создавать заново. Неуплата карается взысканиями на имущество. Только сделать единой налоговую ставку и поотменять остальные схожие налоги.
Одно исключение, которое можно и нужно сделать в законе для плательщиков налога - от уплаты налога на имущество должны быть освобождены органы власти. Одновременно следует предусмотреть, что местный бюджет получает в свое распоряжение заметную долю от сбора налога на своей территории. Скорость, с которой местная власть распродаст все ненужные здания и землю, будет просто умопомрачительной.
Оппозиция налогу, разумеется, будет. По идее, первыми взвоют пенсионеры и другие паразитирующие классы, которые за много лет привыкли только тянуть деньги из государства и склочничать по поводу льгот и надбавок. Это будет очень трудная борьба, но на стороне государства будет мощнейший аргумент - равенство всех перед законом. Пусть привыкают, социализм закончился.
Другой, менее очевидный минус - легкость передозировки и беззащитность налогоплательщика. Все сказанное
ранее по поводу эмоций и ставок налога можно перенести и на налог на имущество. Интуитивно ясно, что налог до 0,1% от реальной стоимости имущества практически незаметен, если налогоплательщик оплачивал имущество собственными деньгами. При ставке порядка 0,3-0,7% налоговое бремя становится заметным и побуждает расстаться с избыточной недвижимостью или сдать ее в аренду. От ставки 0,3-0,7% пузырь переоцененной недвижимости лопнет, как мыльный. Это и есть оптимальный диапазон, на мой взгляд.
Ставка же в 1,0% и выше уже однозначно враждебна понятию частной собственности и применяться не должна.
В отношении любителей построить и не регистрировать имущество в БТИ, сэкономив таким образом на налоге (таких много в третьем мире, особенно у арабов почему-то), придется принять специальные меры. С жилым домом и офисным центром все сравнительно просто - нет регистрации в БТИ, значит и жить и работать нельзя, заплати штраф и иди регистрируй. С личным загородным замком сложнее, хозяин будет настаивать, что замок еще не закончен и потому пока регистрировать нечего. Именно тут налоговая должна судиться с налогоплательщиком и регистрировать замок в БТИ по факту использования недвижимости, при полной поддержке общественности.
Против передозировки можно предусмотреть в законе плавающую ставку, устанавливаемую на очередной финансовый год решением Кабмина и ограниченную сверху законом. Тигипко трогательно предлагает на первых порах установить ставку в предвыборные 0%. В любом случае, такой механизм будет полезен лишь при общем ограничении на размер бюджета страны от ВВП. По изложенным выше соображениям я бы установил в Налоговом кодексе потолок ставки налога на уровне 0,7%.
Практически налог на имущество можно ввести хоть завтра, если не настаивать на немедленной собираемости и реальных оценках для всего имущества (а с реальными оценками действительно лучше повременить). Первый этап ввода налога - уплата по оценкам БТИ, какими бы они ни были - продлится два-три года и это будет такая отдушина для пенсионеров. За то время, пока они будут платить налог от смехотворных оценок, большинство успеет свыкнуться с мыслью о равенстве перед законом и неизбежности оплаты налога. По-настоящему в это время будут платить только те, кто регистрировал свои квартиры за настоящие деньги, то есть все, купившие квартиры в кредит. У них должно хватить.
Одновременно на первом этапе должна идти напряженная работа по созданию единой национальной базы данных по недвижимости. И первый этап ввода налога можно будет считать законченным когда любой гражданин сможет открыть вебсайт Национальной базы и прочесть там, сколько стоит его участок, квартира и квартиры и участки соседей с точки зрения государства.
На втором этапе ввода в действие налога государство должно поставить вопрос о корректной оценке всего имущества в стране и создать национальную службу оценщиков. Кроме того, в регулирование сделок по недвижимости на этом этапе полезно ввести "право первой ночи" - преимущественное право государства при регистрации сделок выкупить землю или недвижимость по заявленной в договоре цене. Эти меры довольно быстро должны привести оценки в базе к рыночным. Не стоит забывать и о любви граждан к чтению информации друг о друге - открытая база поможет им сообщать в службу оценщиков о неоправданно дешевой оценке соседской квартиры. Пусть платит, как все - это действительно железобетонный аргумент.
Недавняя новость о том, что Президент настроен за налог на имущество - очень позитивная, на мой взгляд. Если окажется, что его концепция в общих чертах совпадает с изложенной, буду счастлив.