Доля налогов в доходах - не просто число

Aug 11, 2010 22:13

merera: 55% не заплачу ни за что, 15% может быть
Бродский: А вы думаете, 15% хватит, чтобы строить дороги, иметь нормальную медицину, бесплатное образование, достаточные пенсии?
merera: Думаю, хватит. Учтите, что при нормальном режиме налогообложения вы удивитесь, какой у Украины настоящий ВВП.

Величина бюджета по отношению к ВВП это очень эмоциональное число, одно из самых эмоциональных чисел которые я знаю. К сожалению, государство не принимает во внимание настроения налогоплательщиков, увеличивая величину изъятий из ВВП на очередные несколько процентов. А зря, ведь в интервале от 0% самоокупаемого государства до 100% полной конфискации доходов граждан, налогоплательщик проходит через почти все известные мне эмоции.

Небрежно расставаясь с 10% или меньше налогоплательщик вспоминает о том, что Бог велел делиться, что неспроста Спаситель установил десятину, как меру того, сколько надо отдавать на общественные нужды со своего дохода. Эта величина изъятий представляется разумной, особенно если за эти деньги по чистой улице ходит внушающий должный трепет страж порядка и трупы бродяг своевременно убираются с проезжей части.

При величине изъятий до 15% от заработанного плательщик еще воспринимает государство как наемную обслуживающую структуру. Он хотел бы детального отчета об израсходованных средствах и подробного обоснования всех расходов. В некотором смысле это напоминает взаимоотношения с бедными и подозрительно расточительными родственниками. Прекратить платить не позволяет совесть, но рассудок требует тщательно контролировать. Главе городской администрации при этом приходится гораздо чаще отвечать на вопросы о том, сколько стоят дворники, полиция и какова зарплата секретарши городской управы.

В некотором смысле величина 15% критическая, она меняет взаимоотношения гражданина и государства. Украинцы не так долго жили при налогах такого порядка и собственный опыт у нас ограничен. Но на опыте остального мира и ближайшиих соседей можно твердо сказать - при величине изъятий больше 15% у гражданина срабатвает инстинкт самосохранения, он отделяет себя от общества и начинает думать о том, как доступными средствами снизить величину платежей государству.
Формы, которые принимает избежание налогообложения, слишком причудливы и многообразны, чтобы на них тут останавливаться, нам важно другое - гражданин больше не считает государство тем, чем государство должно быть - обслуживающей структурой, призванной сделать жизнь гражданина безопасной и комфортной. При превышении налогами величины 15% от доходов государство превращается для налогоплательщика в оппонента. И ведут себя с оппонентом соответственно.

При величине изъятий порядка 20-25% вся творческая мысль и энергия плательщика уходят на изобретение способов уклонения от налогов, а творческая мысль и энергия государственной машины - на улучшение сбора старых налогов и изобретение новых. В результате налоги непрерывно растут по величине и количеству, прямолинейная уплата налогов разоряет конкурентов и в предпринимательстве остаются не те, кто придумал лучшие услуги или товары, а те, кто виртуознее умеет избегать налогового пресса. В этот момент плательщику уже не кажется, что нарушить закон и сэкономить на налогах это что-то предосудительное. А налоговый маховик раскручивается и постепенно подбирается к 35% ВВП

35% это точка, за которой государство приходит в упадок. Изьятие и перераспределение 36% и более заработка граждан оказывают ужасное воздействие на настроения в обществе. У граждан при виде хищного государства, вырывающего и транжирящего больше трети их заработка размывается понятие частной собственности - основы существования гражданского общества. Те, кто еще не утерял предприимчивости и деловой хватки, уезжают и выводят свои деньги из страны. Остающиеся в стране воспринимают себя как рабов, без доходов, без надежд и без будущего, живущих только для того, чтобы накормить мерзкого жирного хозяина - бюрократическую машину. Отношение к государству становится брезгливо-презрительным, воровство у госструктур давно стало нормой жизни.

За пределом в 50% государство уже воспринимается как абсолютное зло, против которого допустимо пойти на любые преступления, вплоть до сдачи захватчикам. Сами чиновники прекрасно понимают, что отъем больше половины заработанного может спровоцировать ограбляемого на насилие и поэтому нередко в виде шага навстречу делают индивидуальные исключения из налогового пресса, собирая при этом налоги вместо государства, по несколько сниженной ставке. Не стоит забывать, что в 41м украинцы поначалу приветствовали наступающий вермахт как освободителей, таков был эффект от коммунистической конфискации ста процентов произведенного богатства.

К сказанному следует сделать существенную поправку на эффективность государственной машины. В стихийной экономике подобной украинской мы молчаливо предполагаем, что почти все средства, собранные через налоги, потрачены бесцельно или украдены. Но современное общество знает и другие модели государственных расходов. Будем считать, что сказанное относится только к растранжиренной части ВВП и введем в модель эффективность государства как процент осмысленного расходования бюджета. Пусть для западных демократий эффективность составляет 70%, для Мексики примем оценку 40%, Украине оптимистически припишем эффективность 10% (хотя на мой взгляд и пяти процентов много).

Тогда для сохранения партнерских отношений со своими гражданами (граничное условие прежнее - бессмысленно транжирить не более 15% от ВВП) западному государству позволительно присваивать и расходовать до 50% ВВП (большинство реальных цифр находится в пределах этих рамок, патриотизм вполне уместен и хорошо оплачивается), развивающейся стране можно изымать до 25% (Мексика собирает 19% и о патритоизме мексиканцев можно слагать легенды), в Украине же позволительно собирать не более 16,6% от ВВП (фактически у производителей отбирается больше половины). Таким образом, теория хорошо объясняет, почему рядовые украинцы проводят различие между своей любовью к родному краю и ненавистью к "этой банде".

Если в людях еще живы собственное достоинство и честь, то их может хватить на то, чтобы выступить с оружием в руках и разрушить обнаглевшего государственного паразита. Если воли к этому нет и не предвидится, страна постепенно погружается в сонную апатию, предприимчивые люди массово уезжают, растет число бездельников, наркоманов, алкоголиков и преступников. Пример государства заразителен.

К сожалению, практически невозможно мирными средствами остановить государственную машину, вступившую на путь пожирания своего населения. Закон, ограничивающий государственный бюджет фиксированной процентной ставкой, существует только в теории (по изложенным выше соображениям я бы предложил для Украины предел в 15%) и это наивная мечта свободного предпринимателя. Нет ни одной державы в мире, где бы в государстве нашлось достаточно разума и уважения к источнику своего богатства - трудящимся и предпринимателям, чтобы настолько радикально ограничить свои расходы (Поправка 2014 года - такой закон принят в Грузии с подачи Бендукидзе, это акт экономической свободы. Бендукидзе гений, совершивший революцию в отношениях избирателей и государства).

Что касается Украины, то порог в 35% давно пройден, бюджет с Пенсионным фондом на 2010 и следующий, 2011 год составляют расстрельные 55% от ВВП. В увеличение этого числа сверх всех разумных пределов внесли свой вклад все - и оранжевые, и регионалы и, разумеется, безликая и бесцветная масса государственных работников. Именно ими предопределена апатия, стагнация и неизбежная гибель державы, потеря Украиной государственности и независимости, а вовсе не мифическими заговорщиками или внешними врагами.

Написано по материалам книги С.Н. Паркинсона "The Law and The Profits" и собственным впечатлениям.

taxes, ukraine, nomenclatura

Previous post Next post
Up