Про Петербург, закрытые города, школу и культурную среду

Feb 05, 2016 00:27

Тут вставляла вчера свою статью о вечере Бродского в Рамбове и была осенена мыслью, что формируют нас не столько школа или семья, сколько та среда, в которой ребенок-подросток-молодой человек оказывается за стенами дома. То, где он бродит, куда ходит после уроков, где эти самые уроки-лекции прогуливает - ну и так далее. Семья и школа формируют тоже - но, как мне кажется, в первую очередь своим влиянием на выбор этой самой среды. И направлений, куда человек формирующийся отправляется в свободное от обязательных занятий время - ну, или вместо обязаловки.

Я родилась в закрытом городе. Потом мы переехали в полуоткрытый Сосняк, но на четыре довольно важных года (средний классы школы) снова оказались в закрытом городе, уже в другом. Так вот. Там степеней свободы не было совсем. Не могу сказать, что я сильно любила прогуливать - нет, учиться мне нравилось, школу я искренне любила, особенно любила (и люблю) одноклассников. Но до школы я доходила не только поэтому. Просто некуда было больше податься бедному крестьянину.Микрорайоны построены так, что ребенок, отправляясь в школу, до школы и доходит - а не свернешь, ничего увлекательного на пути.. Ну разве что кинотеатр. В полуоткрытом Сосняке выбор какой-никакой был. Можно было удрать на залив, на Белые пески, даже в Ораниенбаум или Копорье. Не могу сказать, что часто этим пользовалась (во время учебного года - практически нет, а вот летом - случалось).

Зато в Питере меня, вероятно, в школу пришлось бы водить до последнего звонка. Потому что там шансов дойти до школы у жителя центральных районов практически нет, а у жителей окраин - мало. Шаг в сторону - и попадаешь в совершенно особенный мир. Я так попадала, когда училась сначала в училище, а потом в институте.

Жила я тогда на Рылеева, потом какое-то время на Васильевском, а учиться надо было ездить в Автово. В училище я попадала редко, отнюдь не каждый день. Если утром доходила до метро "Чернышевская" - еще был шанс доехать до места, встретить в Автово кого-нибудь из сознательных однокурсниц и попасть на занятия. Если, не дай Бог, я встречала подругу Ленку - на занятия мы не попадали совершенно точно.

Не попадала я в училище и в том случае, если, выйдя из дома, получала гидравлический удар в голову - пойти не на "Чернышевкую", а на "Невский". Господи, сколько же по дороге было соблазнов! А человек, как известно, слаб... Я вообще не понимаю, как я закончила училище, да еще с красным дипломом. Другая моя подружка говорила, что ну да, усилий особых не надо, но ты же вообще никаких усилий не прилагаешь...В институте с этим как-то проще, там все же главным было сдавать, да и выбирать можно было, куда надо обязательно пойти, а что можно пропустить.

Короче, подумалось мне, что у Иосифа нашего Александровича не было шансов не только закончить среднюю школу, но вообще до нее дойти. Не знаю, в какой конкретно школе он учился, но район знаю. Не мог человек с живым воображением там в школу попасть. Вот правда, не мог. Ну или там было уж очень интересно - настолько интересно, что могло перебить все соблазны.

мемуары

Previous post Next post
Up