Кончаловский зовёт особой ментальностью

Jan 12, 2017 10:09

то мышление, которое является продуктом путинской пропаганды. После пятнадцати лет агрессивного унавоживания мозгов мы имеем то, что имеем. При чём здесь тысячелетний уклад, когда настроения в обществе существенно поменялись за считанные годы? Психоз, ненависть, злоба на весь мир - ещё недавно ничего этого не было. Ну, то есть, в каких-то малых дозах было, где-то гнездилось, хоронилось по каким-то замшелым углам. Но в углах всегда можно найти всё. Сейчас в углы загнали идеи либерализма, примата человеческого достоинства, личной свободы. Они есть, ждут там своей востребованности. А на поверхности плавает то, что востребовано сейчас - разогрето, раздуто, раскачано.

Это я по поводу интервью Кончаловского Медузе.ио.

Он хвалит Путина за то, что “его усилия прежде всего были направлены на предотвращение распада. Я вообще представить себе не могу, как ему все это удалось.“ У меня совсем другое представление о том, куда направлены усилия Путина. Я думаю, что 99 процентов его усилий были направлены на обогащение некоторой небольшой группы лиц, а на остальную Россию - всё, что от этого осталось. Или, скорее даже, не всё. Едва ли хоть что-то. Ещё цитата: “когда он возглавил страну, у него были определенные идеи, которые очень видоизменились под давлением внутренних и внешних обстоятельств.” Предположу эту эволюцию идей: поначалу Путин намеревался исправить в России те косяки, какие были, по его мнению, наворочены предшественниками, ну и себя не обидеть, а потом, когда он наворотил ещё худших косяков, приоритеты сместились, идеи упростились: во-первых, не обидеть себя, хватай всё, что ещё можно ухватить и параллельно как можно дольше создавай медийную видимость нарастающего благополучия.

Кончаловский говорит, что в народе бизнес приравнивается к воровству. А вот именно этому - разрушению представления о том, что бизнес может быть честным - думаю, Путин и его команда как раз немало поспособствовали. Через распил бюджета, через передел крупной собственности, через отжим бизнеса, через посадки неугодных, через удушение тех, кто финансировал политических оппонентов - создали модель поведения для всего остального бизнес-сообщества. Нельзя сказать, что модель была полностью спущена сверху. Скорее всего она сложилась одновременно во всей пирамиде - ментальность миллиардеров мало отличается от ментальности ларёчников. Но “европеец” в руководстве государства мог бы настаивать на честных правилах игры, последовательно защищать независимость судов и попытаться навести порядок в этом хаосе. Уж у него-то рычаги есть. Только в том-то и проблема, что Путин никакой не европеец. Он сам вертит законами, судами как хочет, совсем не по-европейски. И Запад от него отвернулся только тогда, когда Вова это ясно всем продемонстрировал.

Да, конечно, люди в глубинке живут архаично и им мало дела до государства. Но и путь государства они не определяют. В Швейцарии в горах живут, как и века назад, горцы. Это что, мешает стране производить высокоточные часы и быть мировым финансовым центром? Современные наука и промышленность в городах не противоречат наличию глухих патриархальных деревень. Горожане всюду определяют основной вектор движения стран. А патриархальные крестьяне устраивают фестивали народных промыслов.

И ещё вот эта сентенция царапает: “нельзя во главу угла ставить права человека. Права человека могут рассматриваться только в соответствии с его обязанностями.” Прежде чем говорить об обязанностях человека перед государством, хотелось бы видеть, как государство демонстрирует свою заботу о человеке. Что-то в этом духе можно увидеть на Западе. Но в России с её давними традициями пренебрежения проблемами граждан совершенно не очевидно право государства требовать исполнения каких-то обязанностей. Уж больно несимметричен общественный договор. При этом именно в России и именно при ужесточении тирании (урезании личных прав) обычно суровеет риторика о “священном долге перед Родиной”.

См. также мои " Мысли по поводу статьи Людмилы Петрановской".

россия, люди

Previous post Next post
Up