"Чужестранка", Диана Гэблдон. Ч. 1 и ч. 2

Jun 20, 2022 06:21





Обложка с сайта литрес. Только после сериала я осознала, что это же актеры, сыгравшие главные роли.

Несмотря на то, что я зареклась читать низкопробную литературу в жанре любовное фэнтэзи, когда я пролистывала свой старый список книг для чтения, наткнулась на «Чужестранку» Дианы Гэблдон. Удивилась, как она оказалась у меня в списке. Погуглила и вспомнила, что по ней был снят сериал Outlander, и мне стало любопытно, что ж там такое, поэтому она в список и попала.

Я начала ее читать, и внезапно оказалось, что это серия. И не из двух-трех книг, а из... десяти (как минимум, десятая на подходе). Сразу скажу - это не низкопробная литература. Но и совершенно точно не высшая строчка в моем рейтинге.

Первая книга, особенно ее первая часть, в целом мне понравилась. Не без зубоскрежетательных моментов, разумеется. Но в общем, первая часть книги была очень достойной и многообещающей. Вторая часть оказалась разочаровывающей и, дочитывая ее, я поняла, что дальше я серию читать не буду. Но скажу честно - оторваться от ее первой части было очень сложно, и еще сложнее было не схватить вторую часть и не начать читать ее трясущимися руками прям в пять утра (что я и сделала).

Речь в книге идёт о сюжете, у которого даже есть свое название - "попаданцы". То есть те, кто попадают в другой мир или в другую эпоху из нашей, так сказать, реальности. Да, этот сюжет настолько "оригинален", что он уже трансформировался, можно сказать, в отдельный жанр. Но первая книга серии «Чужестранки» была написана писательницей в 90-х, а тогда этот сюжет ещё, вероятно, так избит не был. Поэтому это не только простительно, но и оправданно, в своем роде - ну а о чем еще писать?

Итак, речь идёт о молодой английской медсестре Клэр Бичем Рэндалл, которая из 1945 случайно попадает в 1743 во время медового месяца со своим мужем. Действие происходит в восхитительной во всех смыслах Шотландии. Далее будут спойлеры, поэтому если вы хотите почитать эту книгу без них, то лучше остановиться здесь и дальше не читать.



Карты уже и так были раскрыты изначально - это любовный роман, соответственно, очевидно, что развитие сюжета будет раскручиваться возле нашей Клэр и какого-то мужика, и ясно, как божий день, что речь не о ее муже. Собственно, сам мужик-главный герой - шотландец Джейми - был введен в повествование практически сразу в виде призрака горячего шотландца в килте, любующегося Клэр, глядя на нее с улицы в грозу в 1945 году. Потом он исчез на глазах у мужа Клэр, чем до смерти его напугал. Потом, когда Клэр уже была перенесена в 18 век, что примечательно, она ни разу про этот призрак даже и не вспомнила. Даже когда пыталась допетрить, что с ней произошло, и поверить до конца, что она в другой эпохе. Не вспомнила она и про призрак, когда выходила замуж за того самого Джейми в килте, и даже когда втрескалась в него по уши. Короче, ружье на стене провисело и не выстрелило.🤷🏻 И оно, к слову, провисит аж до десятой книги. Как анонсировала сама писательница, в десятой книге она наконец даст разгадку призрака Джейми. Почему только в десятой? Так это видимо потому, что, как написала сама писательница в твиттере, она никогда не планирует ничего наперед. Это и видно. Я вот не настолько заинтригована разрешением этого ляпсуса, чтобы читать все 9 книг ради этого...

Далее, хотя в этой книге главная героиня хотя бы не девственница (аллилуйя), но Госпожа Девственность, стойте, не уходите, пожалуйста, со сцены - у нас главный герой девственник - в 24 года. Я не хочу быть ханжой, но ё-моё...  18 век, горная Шотландия, крепкий молодой парень-глава клана с горячей кровью без нижнего белья под килтом. Не верю!

Несмотря на стандартное и бородатейшее клише в любовных романах, когда женщину заставляют выйти замуж против своей воли, здесь этот прием, тем не менее, выглядит очень уместно и логично по ходу развития сюжета. Вообще писательницей очень хорошо описаны метания Клэр между двух огней, что, кстати, тоже клише: когда женщина хочет, но не может, или когда хорошо, но должно быть плохо, или когда врет, но хочет сказать правду. В данном случае метания между двумя мужиками, поэтому включают в себя все вышеперечисленное. Вам, может, тоже недавно встречалась фраза Джонни Деппа: «если любишь двух людей одновременно, выбери второго, потому что если бы ты любил первого, то не влюбился бы во второго»? (видимо, по случаю его недавнишнего судебного процесса с его сумасшедшей бывшей она теперь мелькает просто абсолютно везде). Так вот эту фразу по ходу чтения книги мне неоднократно хотелось проорать Клэр прямо в ухо, предварительно схватив ее за космы и треснув башкой об дерево. Не, я не агрессивный человек, но в некоторые моменты чтения у меня от ее действий просто сами собой закатывались глаза.

Например. Клэр, будучи уже женой Джейми, не остается его ждать там, где он сказал, а сломя голову как дура бежит к месту, где она сможет вернуться обратно в свою эпоху. Вообще нелогично и просто мегабесячий момент для меня. Во-первых, уже ясно, и она себе призналась в том, что она любит Джейми. Тут стоило бы просто смириться, оставить свое прошлое в прошлом, радоваться жизни и прелестям отличного секса с рыжим красавчиком. Во-вторых, капитан Рэндалл, предок и практически копия ее первого мужа, не только садист и зверюга по отношению к мужчинам и конкретно к ее нынешнему мужу Джейми, но и бил саму Клэр на допросе. Далее, буквально несколькими страницами ранее, ее и Джейми чуть не зарезали английские солдаты-дизертиры, что ее до смерти напугало и из-за чего она боялась оставаться одна без Джейми. Но нет, она, роняя тапки, и без остатков здравого смысла со всех ног бежит туда, сама не знает куда. Разве это вообще возможно и логично, суметь побороть такой страх, когда существует вероятность того, что ее этот самый Рэндалл снова сцапает, и, собственно, перечеркнуть то, из-за чего весь замут с женитьбой и был организован? Я уже молчу про то, что было сразу более, чем очевидно, что даже если бы она вернулась к своему первому мужу, она бы все равно видела перед собой не ее любящего муженька, а его предка-извращенца Рэндалла, который ее избивал. Так что я бы сказала, что этот момент плох не только тем, что он тупой недостаточно проработанный, но и тем, что он переломный в сюжете, потому что на нем строятся все дальнейшие 33 несчастья.

Если в первой книге было очень много секса, то вторая часть книги начала изобиловать разными жесткими поворотами в сюжете в стиле триллера, с пытками, изнасилованиями и прочее. Я и постельные сцены не очень-то жалую, предпочитаю, когда авторы оставляют простор для воображения. Ну взрослые люди, уж понятно как там и куда (а если и нет, то я об этом знать не хочу). Всякий жесткач с насилием я отметаю сразу. Некоторые сцены я даже пропускала, просто не могу и не хочу такое читать. Поэтому дочитывая вторую часть я сразу поняла, что наверняка дальше по ходу серии будет только хуже. Ну и появилась уже смутная догадка, что раз книг аж десять штук, то наверняка Клэр каким-то образом запулят обратно в свою эпоху, хоть она уже и решила быть с Джейми, и хэппи энда не будет, а если он и будет, то он будет какой-то хитросделанный и вымученный адовыми страданиями, заключенными в остальные 10 книг. Спасибо, увольте.

Так оно и оказалось. Дочитав эту книгу, я полезла в википедию и почитала, что будет в остальных девяти. Мамма мия... В общем, это тот случай, когда писательница хочет срубить бабла побольше лучше было бы остановиться на первой, ну максимум на второй книге. Потому что дальше даже из краткого содержания мне ясно полное отсутствие логики и здравого смысла что сюжет строится на очень продуктивной и коммерчески успешной схеме под названием «высасывание сюжета из пальца». И 10-я книга, к слову, не предел.  Еще бы, ведь по этой серии книг снимают сериал. Так что то, что так хорошо и будоражаще для меня начиналось, закончилось бесславно и с кислым привкусом разочарования от дешевой мыльной оперы. Очень жаль. Но я не жалею, что прочитала эту книгу, она действительно относительно хороша - у нее хорошее изложение, красивый язык, и действие происходит в любимой Шотландии. Но к сожалению, излишняя любовь писательницы к изнасилованиям всех подряд к нескончаемым страданиям главных героев и общая нелогичность сюжета, как будто продиктованная стремлением достичь драматичных поворотов в сюжете любой ценой, и привели меня к нежеланию продолжать чтение этой серии.

#10книг, #летовместе, что я читаю

Previous post Next post
Up