(...и что не так со мной, раз я это читаю). Дочитала я очередную книгу. И чувства у меня, прямо скажем, довольно двойственные. Ну нельзя такое читать больше, ну е-мое! Где мое достоинство?! Все, завязываю с низкопробным чтивом.
Я бы даже написала рецензию конкретно на эту книгу, но тратить свое время на перемусоливание прочитанного не хочу, уж слишком низкопробная в этот раз была литература. То есть для лет 11-12 в самый раз, но не для тридцатилетней замужней тети. И то. Своей гипотетической дочке я бы наверное что-то более качественное посоветовала почитать. Поэтому напишу про книгу вкратце как пример этого жанра в общем.
Настало время для страшного признания. За это лето я прочитала 32 книги в жанре любовное фэнтэзи. (нет, я этим не горжусь. Мне было скучно, а читаю я очень быстро). Это те, что я смогла вспомнить. Поэтому с высоты своих теперь уже крайне низких моральных устоев могу сказать следующее.
Есть определенные паттерны, за рамки которых, по сути, не вышла ни одна авторка этого жанра. Во-первых, как я уже писала ранее, с названия книги уже все может быть предельно ясно. Возьмем, к примеру, книгу, которую я только что закончила читать - "Тринадцатая невеста" Милены Завойчинской. То есть ага, уже все понятно. Значит, есть остальные двенадцать, которых главная героиня обойдет и выйдет таки замуж за прынца. Все, можно не читать дальше, подставляем мусорное ведро увы, слишком поздно
[Стандартный сюжет.]Девушка, значит, святая простота, очень обыкновенная - что многократно по ходу повествования подчеркивается, попав в другой мир, резко становится такой прямо из себя необычной. И этих существ она видит, и с этими она разговаривает, и этих она не боится (хотя должна), и прынц на белом коне ей не нравится (хотя должен). А прынц прям вот влюбляется сразу, потому что она же такая вся необычная! Еще возможен вариант, в котором героиня до победного конца не одупляет, что ее кадрят, и это бесит неимоверно. Но неминуемо влюбляется и героиня, хотя он с самого начала ведет себя как настоящий козел, и вот всю книгу они играют в детский сад, друг от друга бегают, подозревают в чем-то, с коммуникацией у них обоих серьезные траблы, и в конце концов у них происходит первый неловкий слюнявый поцелуй, потом у них все никак не получается заняться сексом, то она боится, то им кто-то мешает, то у него вдруг какие-то сомнения (на этом месте я обычно уже не могу выдержать и в голос ору "да тр***и ты ее уже", чем пугаю мужа), наконец у них все происходит и они в конце концов женятся, хэппи энд.
Короче, самый стандартный и абсолютно тривиальный набор в любовном фэнтэзи, плюс-минус с отклонениями. Отклонения обычно заключается в степени оригинальности мира, в котором происходит действие. Из моей скромной прочитанной коллекции меня зацепили только две серии, от которых я прям нереально кайфанула, где миры были самобытные, оригинальные, вообще не избитые, без всяких намешанных в кучу орков, единорогов, драконов, эльфов, академий магии и остального банального бреда, от которого глаза закатываются сами по себе.
А в этой книге так даже и секса вообще не было. Еще добавляло бесячести плагиат самой себя у авторки. Я читала другую серию ее книг и в какие-то моменты ловила себя на мысли, что "где-то я это уже читала", что добавляло мне возмущения. Не надо скармливать мне то, что я уже съела, я хочу поглощать свежую, а не уже когда-то пережеванную пищу. У меня к концу прочтения вообще начало закрадываться убеждение, что ее писала девочка-подросток. Тут я вспомнила, что гугл не сломался, и узнала, что авторка не подросток (причем далеко не подросток). Но я не хочу быть бездушной критиканшей (к тому же я сама-то ничего не написала), поэтому для второго по счету произведения, наверное, очень даже получилось неплохо.
Интересен факт того, что мужик в любовном фэнтэзи обязательно должен быть какой-то важной шишкой (как эту шишку авторка обзовет, тут уж зависит от ее буйной фантазии - маркиз, император, наследник рода, князь, лорд, риар, граф, вершитель, хоспаде кто там еще был, в общем кто на что горазд). Иерархически в обязательном порядке мужик стоит на позиции крутого, властного и влиятельного, а девушка такая вся обычная, не при деньгах, голытьба и нищебродка. Очень часто сюжетная линия строится на обострении этой социальной разницы. А еще где-то на втором десятке книг я могла биться об заклад, что встречу выражение "чувственные губы" (или "сжатые в упрямую линию губы") в описании внешности мужчины, что снова вызывало глазазакатывательный приступ. Кстати, что значит чувственные? Пухлые? Как это вообще измеряется и почему это должно быть сексуальным?
Так же часто авторками эксплуатируется идея того, что девушка до последнего не знает, что мужик, в которого она влюбляется, - оказывается такой ого-го крутой дядя. И факт, который меня больше всего поражает, - довольно часто в сюжете многими авторками используется элементы насилия мужчиной над женщиной в самом начале их знакомства. Все под флером романтики и все сводится к юмору, разумеется. Например, их знакомство начинается с оскорбления, унижения, или даже физического насилия, из-за которого женщина испытывает перед ним страх, но затем в голове у нее, обиженной, появляется мысль "ничего, я ему еще покажу! [какая я на самом деле классная]". В общем, обширное поле для деятельности психолога. На этом контрасте, как кажется авторкам, ведь можно так "оригинально" и "непредсказуемо" обыграть будущие романтические чувства. Потом, конечно же, вследствие развития событий в сюжете, этот страх магическим и непостижимым для женщины образом трансформируется в сексуальное желание и любовь-морковь, потому что от любви до ненависти...
Короче. Я немного разочарована этим жанром и меня задолбали примерно одинаковые паттерны сюжета, и в особенности ненормальность поведения мужчин и неадекватная реакция главных героинь на это. Я понимаю, что есть что-то очень притягательное в идее соблазниться сильным и красивым (и желательно влюбленным в тебя) мужчиной, который способен решить твои проблемы, но есть все-таки какие-то грани, не? Эта идея так жестоко эксплуатируется в абсолютно всех романах, что уже становится просто скучно. Да и когда понимаешь, что реакция героини ненормальна, не можешь с ней соотнести себя, уже книгой не получается насладиться и в голове звучит только "во дураааа" или господи, какая же хрень... Я уже молчу про то, что подобные романчики в первую очередь читают не такие, как я, умудренные опытом и прожженные жизнью обезьяны, а девочки-подростки, в наивных головах которых подобные модели поведения намертво укореняются и потом осознанно или неосознанно проживаются в реальности. Нет, дорогуша, это не нормально, испытывать влечение к незнакомому человеку, который тебя прилюдно и неоднократно словесно унижал, пусть даже своим упрямо сжатым чувственным ртом. И ненормально прыгать к нему в постель, вместо того, чтобы послать куда подальше и надолго. И тем более ненормально идти за него замуж под угрозой! Бегом к психологу, лечить стокгольмский синдром и сопутствующие детские травмы.
О, забыла написать, что в 80% книг главные героини - девственницы. Рукалицо. И почему эти сценарии упорно продолжают воспроизводиться, да еще и женщинами-авторками? Разве не пора уже покончить с этим деструктивным культурным кодом о том-самом первом и единственном на всю жизнь, ненаглядном? Который, ремарка на полях, может в супружеской жизни оказаться тираном и агрессором, и плевать он будет на нарисованную картинку у тебя в голове "лучшей версии себя", поскольку таковой он не является в реальной жизни. Про банальную несовместимость в постели я уже молчу. Обычно такое и происходит с "хорошими девочками", которых учили, что отказываться невежливо и правильно быть тихой и послушной. И раз уж отдалась, то все, живи с ним теперь и мучайся, ты ж самое ценное ему отдала. Это было бы смешно, если бы не было грустной реальностью для многих женщин. Неприятно, что авторки своими подобными деталями подкрепляют стереотипы и подмазывают механизм патриархальной машины, и так несущейся во весь опор в современном обществе. Для адекватных мужчин в любимой женщине есть другие вещи, поважнее девственности. А если нет, то стоит задуматься, нужно ли вообще иметь дело с человеком, не принимающим тебя такую, какая ты есть. Вот об этом стоило бы точно написать в романе.
Самой, что ли, попробовать написать что-нибудь? Более адекватное, менее смахивающее на клинический анамнез, и выходящее за рамки стереотипов. Надо подумать.