Греки в Таганроге (новые)

Oct 23, 2006 12:22

В 1866 г. в отчете Министру внутренних дел Таганрогский градоначальник контр-адмирал И. А. Шестаков писал: "Таганрог остался иностранным городом". Антону Чехову в это время было 6 лет.

Количество греческих купцов в городе вдвое превосходило число русских, семьи Ралли, Муссури, Скараманга, Родоканаки, Бенардаки и др. держали в руках всю крупную медужнародную торговлю. Ничего удивительного, что отец Антона Павловича решил отдать двух старших сыновей учиться в греческую школу. Из этого, как известно, ничего не вышло, так как дети за год учебы с трудом научились разбирать греческие слова, но Чехов писал впоследствии городскому голове греку П.Ф. Иорданову, что забыл еще не все и когда-то говорил по-гречески. Возможно, Антон Павлович чуть преувеличил. А возможно - и нет.

История второй греческой колонизации мыса Таган-рог и Миусского полуострова начинается с Русско-турецких войн. Греки, сражавшиеся на море и на суше на строне России, в России же нашли кров по заключении мира. Расселение греческих колонистов на южных землях Екатерина считала разумным, т.к. русские поселенцы не умели, к примеру, выращивать виноград. На обустройство греков в Таганроге была выделена огромная по тем временам сумма в 50 тыс. рублей. Генерал-губернатор Новороссии князь Г.А. Потемкин: "Поелику за благо найдено общей вашей пользы основать жительство ваше в Таганроге, то о получении сего повеления имеет немедленно от тамошнего вашего пребывания отправиться и собраться всем вам в Таганроге, где за неимением довольного количества домов назначили там три слободы, а тем наипаче форштадт".

Историк Таганрога Филевский писал: "В Таганрог переселились преимущественно военные и более зажиточные, которые могли рассчитывать на торговые занятия. Т.о., контингент греческого населения в Таганроге был, так сказать, более аристократичен сравнительно с другими греческими поселениями России". В городе жили Маврокордато, Булгари, Комнено, Палеолог. А.П. Чехов говорил: "Нужно отдать им справедливость, эстетические вкусы у них были развиты довольно высоко, и ... Таганрог сильно смахивал на любой европейский город". Колонисты придали ему свой собственный, не потерянный окончательно и теперь, облик. Вот что писал Паустовский, живший в городе уже в начале 20-го века: "Таганрог был перенесен сюда с Эгейских островов, был необычайным смешением Греции, Италии и запорожских степей". Большинство таганрогских греков были выходцами из Эгеиды.

Для переселившихся греков в Таганроге комендант Дежедерас отвел на форштадте греческий квартал, который и в настоящее время называется Греческой улицей. В 1781 году здесь была открыта греческая церковь Святого Константина и Елены.



Греческая улица. Церковь Святых Константина и Елены. Открытка 19 в.

Военные греки поселились у реки Миус близ Павловской крепости; согласно указанию Потемкина, там составили две роты, из которых образовался впоследствии греческий батальон, командиром которого был назначен Антон Дмитриев (Дмитриади), капитаном - Дмитрий Алфераки. Этот район Таганрога и сейчас носит свое историческое название Греческие роты.

Греческие дворяне-землевладельцы заняли места от Миусского лимана по берегу моря за реку Самбек до реки Каменки: это Алфераки, Холяра, Аслан, Караяни, Геродоматос, Палама, Стаса и др.

В 1781 году было создано Греческое купеческое управление, председателем которого был избран И. М. Россети. Это была первая выборная общественная организация Таганрога. 20 июля 1784 года Купеческое управление было преобразовано в Греческий магистрат.

В начале 19-го века треть населения города составляли греки.

В разное время органы городского самоуправления возглавляли греки С. Вальяно, К. Г. Фоти, А. Н. Алфераки, П. Ф. Иорданов.

Греческие негоцианты принимали активное участие в финансировании благотворительных заведений. В истории Таганрога остались имена героя И. А. Варваци, построившего Иерусалимский монастырь, основавшего первую городскую больницу и детский приют; Г. Депальдо, завещавшего городу деньги на строительство Каменной лестницы и создание староприимного дома для престарелых моряков. Существовали греческие церкви, школы, гастролировали драматические труппы, дававшие представления на греческом языке.

Среди греков были талантливые музыканты, художники, литераторы, ученые. Поэт Н. Ф. Щербина, внук гречанки, именовал себя "эллином из Таганрога".

Большую роль в музыкальной жизни Таганрога сыграла греческая семья Авьерино: дед писал духовную музыку и был регентом хора в церкви Святого Константина и Елены, а внук Николай Авьерино стал известным скрипачом и первым директором Ростовского музыкального техникума.

Родной брат А. Н. Алфераки - Сергей был известным ученым в области орнитологии и зоологии, членом Российского Императорского географического общества.

Д. М. Синоди-Попов - художник, оставивший портретную галерею таганрожцев 70-90-х гг. 19 столетия, выставлялся в Париже в начале 20 века.

А.И Куинджи в 1860-1865 гг. работал ретушером в фотографии С.С. Исаковича на Петровской улице.

В № 9 ежемесячного литературного приложения к журналу "Нива" за 1902 год о городе было написано: "Таганрог представляет из себя настоящий международный уголок южной Европы; здесь вы найдете обширные колонии итальянцев, далматинцев, триестцев; множество адриатических славян и уроженцев Неаполя, Генуи и Мессины, переселились сюда с давних времен; не говорю уже о греках, армянах и евреях, которые переполнили город и захватили в свои руки почти всю торговлю и промыслы".

Тот самый градоначальник, контр-адмирал Шестаков, писал: "Греки вовсе не сливаются с русскими, не исключая и тех, которые щедротами монархов приросли к русской почве".

Это не вся правда.

Иоаннис Варвацис, потерявший некогда в борьбе с турками ухо, на старости лет отправился воевать за свободу Греции, где и похоронен. Но в Таганроге он оставил после себя добрую память. (См. http://meotis.livejournal.com/25460.html   )

То же можно сказать о многих греках, немало сделавших для города.

Греки содержали итальянскую оперу, симфонический оркестр, которым руководил известный дирижер и композитор В. И. Сук. Многое музыкальной жизни города дала и итальянская семья Молла: Гаэтано Молла, дирижер из миланской Ла Скала, приглашенный меценатами в Таганрогский театр, так и остался на новом месте жительства.

Судьба этой полуиностраной семьи оказалсь в конце концов драматичной. Но еще моя бабушка девочкой слушала в городском саду выступления сына Гаэтано - Валериано Молла и его, Валериано, дечерей-скрипачек.

Греческая драма "Новый Менандр" под управлением Н. Параскевопуло на сцене Таганрогского театра представляла античные драмы на языке оригинала.

Греком был и Павел Федорович Иорданов, доктор. В 1897 г. - член городской управы. Заведующий городскими библиотекой и музеем, он многое слделал для их пополнения. Благодаря ему к 200-летию Таганрога в 1898 г. был установлен памятник основателю города - Петру Первому работы М. Антокольского. Переговоры со скульптором в Париже по просьбе Иорданова вел А.П. Чехов, памятник был отлит в Париже, доставлен по железной дороге в Марсель, а оттуда морем - в Таганрог.



Памятник Петру I.

Это его мы можем теперь лицезреть на 500-рублевых купюрах: правда, с подписью "Архангельск".

В 1905 г., году первой русской революции, П.Ф. Иорданов стал городским головой. Есть его заслуга и в том, что в Таганроге - городе всегда интернациональном - не было еврейских погромов, и это оказался единственный такой город в Области Войска Донского (в 1887 г. Таганрогское градоначальство присоединили к Области). В 1909 г. П.Ф. Иорданов - член совета Министерства торговли и промышленности в Петербурге, в 1912 г. - член Государственного Совета.

А.П. Чехов до последних дней своей жизни поддерживал переписку с П.Ф. Иордановым.

Было что-то символичное в том, что 23 апреля 1904 года, в последние месяцы жизни Чехова, в Таганроге труппа под управлением Ф. Пафантиса поставила чеховский водевиль "Медведь" на греческом языке.
Previous post Next post
Up