Камю о российском коммунизме и германском нацизме

Oct 23, 2006 14:59

Двумя годами позже он [Ленин], под давлением внешних и внутренних событий сделал некоторые уточнения, позволяющие предвидеть бесконечное сохранение пролетарского сверхгосударства. Этой машиной или дубиной он предполагал разгромить всякую эксплуатацию, и когда на свете... не будет так, что одни пресыщаются, а другие голодают, - лишь тогда, когда возможностей к этому не останется, эту машину можно будет отдать на слом.

[...]

Империализм справедливости зарождается вместе с Лениным - зарождается под давлением империалистических противников, которое, впрочем, можно было предвидеть. Но у всякого империализма - даже справедливого - всего два выбора: либо погибнуть, либо создать мировую империю.

Циничная интервенция западных армий против советской революции, помимо прочего, показала советским революционерам, что война и национализм столь же реальны, как классовая борьба. Исходя из этого, следует признать... либо осуществление почти одновременных революций во всех крупных странах, либо ликвидация буржуазных наций.. Революционное движение в Германии, Италии и Франции ознаменовалось высочайшим взлетом. Но подавление этих революций и вытекающее отсюда укрепление капиталистических режимов сделало войну реальностью революции...

Сегодня русский народ перевернул направление прогресса. Война, как холодная, так и горячая, состоит на службе у всемирной Империи.

После революции 1917 года советская Германия и впрямь могла бы распахнуть небесные врата. Но восстание "Спартака" было подавлено, всеобщая забастовка во Франции провалилась, итальянское революционное движение захлебнулось в крови. Карл Либкнехт и Роза Люксембург были убиты, а Германия попала под иго рабства. Русская революция, выжившая вопреки собственной систе­ме и все еще далекая от небесных врат, принялась в одиночку на­лаживать свой апокалипсис.

[...]

Гитлер сумел разве что отойти от провинциальных истоков своего движения и обратиться к неясным грезам об империи немцев, не имеющим ничего общего с Вселенким Градом. Русский же коммунизм, напротив, как раз в силу своего происхождения открыто претендует на создание всемирной империи. В этом его сила, его продуманная глубина и его историческое значение.

Несмотря на броскую внешность, немецкая революция была лишена будущего. Она была лишь первобытным порывом, чьи сокрушающие способности оказались сильнее ее реальных амбиций. А русский коммунизм взвалил на себя бремя метафизических устремлений, направленных на создание на обезбоженной земле царства обожествленного человека.

Русский коммунизм заслужил название революции, на которое не может претендовать немецкая авантюра, и хотя в настоящее время он вроде бы недостоин этой чести, он стремится завоевать ее снова и уже навсегда. Это первое в истории политическое учение и движение, которое, опираясь на силу оружия, ставит своей целью свершение последней революции и объединение всего мира.

Человеческая тяга к самообожествлению, такая же ненасытная, как сама история, вспыхнула с новой силой в обличье рационального государства, построенного в России.

А. Камю. Человек бунтующий. 1951.
Previous post Next post
Up