Нет, все, конечно, признают, что Леонид и 300 спартанцев героически погибли не сойдя с места. Но некоторые спрашивают: а зачем? Зачем, вместо того чтобы отступить, они все как один полегли? Из-за спартанского скудоумия, упертости? И самым славным подвигом Спарты стал ее бессмысленный подвиг?
Когда в 481 г. до н.э. эллины заключили союз против персов и эллинских городов, добровольно персов поддержавших, в результате голосования гегемоном этого союза была признана Спарта, причем ей досталось командование как сухопутными силами греков, так и их флотом.
Первоначально персов хотели остановить в Темпейском ущелье, но Македония симпатизировала персам, и Фессалия тоже была ненадежна. Поэтому главный оборонный пункт перенесли поближе к противникам персидского царя - выбор пал на Фермопилы, протянувшиеся на 7 км между отрогом Каллидра и болотистым берегом Малийского залива, где в самом узком месте, по словам Геродота, могла проехать только телега. Там же находились и остатки оборонительной стены с воротами.
Фермопилы
Фермопилы и стена. Лагерь персов и их заход в тыл грекам
Решили сначала послать 700 человек, из них пелопонесцев во главе с Леонидом - 3100. С царем находилось 300 спартиатов - граждане, самое ценное, что имел город, возможно, члены корпуса всадников.
Геродот описывает состав войска так: 1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 каждых), 120 из Орхомена в Аркадии, 1000 - из остальной Аркадии, 400 - из Коринфа, 200 из Флиунта, 80 - из Микен.
Геродот ничего не говорит о периеках, обязанных принимать участие в военных действиях, которые вела Спарта.
По всей видимости, Геродот - наиболее осведомленный источник. Но о периеках говорит Диодор (неизвестно, откуда сведения у него): он называет 1000 лакедемонцев и 300 спартиатов, других же 3000.
Отряд, высланный персам навстречу, был неприлично маленьким. Геродот говорит, что он был послан вперед, чтобы ободрить греков и побудить их присоединиться к борьбе.
Спартанские власти были разделены (геронты, цари и эфоры обязаны достигать консенсуса по вопросу ведения военных действий, а это нелегко), продолжались Карнеи и Олимпийские игры, как было воевать в такое время? Но Леонида послали.
Царь отобрал 300 сам, включив в их состав лишь тех, кто уже имел детей. Шли на смерть.
За год до того у самого Леонида родился сын, Плистарх. Плистарх доживет до 19-ти лет, не оставив детей, так прервется род Леонида.
По пути к отряду присоединились локры, фокидяне, малейцы, всего примерно 3 000 воинов. Когда же пришли на место и узнали, сколько персов, то впали в отчаянье, пелопонесцы предлагали вернуться и защищать Истм, соединяющий Пелопоннес с остальной Грецией, фокидяне и локры пришли в негодование - их покидали на волю персов. Леонид решил остаться и дать бой.
Геродот рассказывает, что спартанский царь-изгнанник Демарат сказал Ксерксу: "Ты идешь на самый славный царский род и на самых доблестных мужей в Элладе". "Они все равно будут сражаться". Сколько бы их ни осталось и сколько бы ни было перед ними врагов.
Ксеркс не поверил и дал грекам 4 дня на размышление. На пятый день он приказал взять их живыми.
Сражение оказалось неудачным для персов - их побили.
На следующий день Ксеркс послал против греков "бессмертных" во главе с Гидарном. Но и "бессмертных" побили. Тем более, что копья их оказались короче.
На другой день "бессмертные" повторили атаку. Но с тем же результатом.
"Бессмертных" было 10 или 20 тысяч. Источники расходятся. К персам пришел Эфиальт, малиец, и посулил провести их в обход ущелья, в тыл грекам.
Гидарн с "бессмертными" шел всю ночь. На рассвете он увидел фокидян - отряд, поставленный Леонидом охранять эту обходную тропу. Появление персов оказалось для фокидян столь неожиданным, что они бежали. Никто за ними не гнался. Гидарн шел на Леонида.
Оборонявший ущелье отряд оказался под угрозой окружения и полного уничтожения. Геродот говорит, что Леонид сам отослал все отряды, кроме спартанского. Сам же решил стоять до конца - до смерти.
Условно - Леонид
Возможно, это решение было продиктовано стремлением спасти остальных - персидская конница легко могла настичь отстпающих и уничтожить их. Возможно, сыграла роль большая религиозность спартанцев. Леонид знал оракул (перед выступлением посылали к Пифии за предсказанием Аполлона): или Лакедемон будет разрушен, или царь погибнет. Царь предпочел погибнуть.
Кроме его трехсот, остались отряды из Фив и из Феспий. Фиванцы, по Геродоту, были заложниками - Фивы, как и вся Беотия, симпатизировали персам. И в самом деле, во время сражения, фиванцы присоединились к персам; по приказу Ксерса их заклеймили царским клеймом - как беглых рабов.
Но 700 феспийцев не предали Леонида.
Бились до последнего. Сломали копья, перешли на мечи. Погиб Леонид, и разгорелась схватка за его тело. Четырежды спартанцы обращали в бегство врагов, защищая своего мертвого царя.
Их окружили, на них обрушили остатки стены, их мечи были уже сломаны, а они защищались руками и зубами. Их добили с расстояния - стрелами.
У Геродота нет этого рассказа, но откуда-то он появился у Эфора, а от него - у Диодора: это рассказ о последнем - ночном - бое Леонида. Спартанцы совершили вылазку в персидский лагерь, надеясь убить Ксеркса и расстроить управление персидским войском. Греки порой участвовали в ночных боях, а спартанцы имели и опыт креспий - охоты на илотов. Панику во вражеском лагере им удалось навести, но Ксеркс уцелел.
Когда последний спартанец на следующий день был убит, Ксеркс, потреявший двух собственных братьев, получил в свои руки тело Леонида. Мертвому царю отрубили голову, а оствшееся посадили на кол. Так персы поступали не с врагами, а с мятежниками.
Сражение у Фермопил задержало персов и позволило афинянам провести эвакуацию населения на острова, а также мобилизоваться готовым воевать грекам.
Персы будут разбиты. Отныне у греков навсегда есть пример героической борьбы. Как пишет Павсаний, уже во 2 в. н.э.: "Мне кажется, что подвиг Леонида превзошел все подвиги и до, и после этого времени". Того же мнения и Геродот. Стойкость маленького отряда вдохновила греков на борьбу.
О Греция! Прекрасен вид
Твоих мечей, твоих знамен!
Спартанец, поднятый на щит, -
Не покорен! -
так писал уже Байрон во ремена борьбы за независимость новой Греции.
По спартанскому обычаю, героев похоронили там, где они погибли. Воздвигли 5 стел с эпитафиями и каменного льва - памятник Леониду:
Между животными я, а между людьми всех сильнее
тот, кого я теперь, лежа на камне, храню.
Одна стела имела эпитафию всем погибшим, вторая - спартанцам, третья - прорицателю Мегистию, который, зная о гибельном конце, не покинул Леонида.
Но погибли не все 300... Два спартанца остались в живых. Как? Их просто не было на месте сражения.
Аристодем и Еврит покинули лагерь с разрешения Леонида - что-то с глазами. Узнав о битве, Еврит, ведомый слугой-илотом, вернулся в строй, чтобы сражаться и погибнуть вместе со всеми. А Аристодем... Он не вернулся. Остался жив.
Разрешение Леонида оправдывало его. Но сограждане отнеслись к его поступку без снисхождения. Никто в Спарте не зажигал ему огня, никто не говорил с ним. Лишь в битве при Платеях он смоет свой позор.
Второй выживший спартанец был послан Леонидом с поручением в Фессалию. Он не вынес псоледующего бойкота соотечественников и покончил с собой.
Как пишет Павсаний, через 40 лет (или 4 года?) останки Леонида перенесли в Спарту, где ежегодно проводили празднества, посвященные царю-герою.
Памятник Леониду в Спарте
Мемориал в Фермопилах
Изменился ландшаф на месте битвы. Нет и старого памятника. Но ни Леонид, ни его отряд не забыты, как и говорил Павсаний.
Жак-Луи Давид. Леонид при Фермопилах. 1814 г.